Задачи. Учить рисовать фигуру человека в движении,
показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей
несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными
графическими средствами характерных деталей, делающих изображение
выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с
содержанием и характером образа.
Предварительная работа. Беседа о цирке, цирковых
выступлениях. Рассматривание схематических рисунков, передающих разные
движения. Изучение мимики с помощью зеркала. Рисование и лепка «улыбки».
Беседа о разных эмоциях.
Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски,
кисточки 2-3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера),
баночки с водой, палитры.
Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для
демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением
цветового контраста.
Рекомендуемые пособия, наглядность.
Плакаты «Цирк», «Зоопарк», «Множество», «Состав числа
5», «Состав числа 10».
Комплект технологических карт по лепке «Цирк».
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям клоуна (игрушку,
иллюстрацию, афишу) и проводит краткую беседу о том, кто такие клоуны, чем
они занимаются, чем отличаются выступления клоунов от остальных цирковых
номеров.
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать весёлых
клоунов, выступающих в цирке. Предлагает подумать, что умеет делать клоун:
жонглирует, ходит на руках, играет с собачкой, кувыркается или шутит со
зрителями. Просит детей улыбнуться друг другу и спрашивает, как показать в
рисунке, что клоун весёлый? Показывает варианты изображения улыбки (беглые
эскизные рисунки мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги).
Педагог уточняет представление детей о цирковом
костюме: наряд клоуна очень яркий, обычно разделён по цвету на две части
(правую и левую), например, одна половина костюма зелёного цвета, а другая
половина красного. Показывает детям цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг»
и предлагает подобрать разные варианты контрастных цветосочетаний (в цветовых
парах - диадах, размещённых на цветовом круге напротив друг друга): синий и
красный, синий и жёлтый, синий и оранжевый и др. Если есть возможность, педагог
показывает детям иллюстрацию или фотографию клоуна в костюме или поясняет
принцип контраста на подборе пар цветных бумажек.
Педагог спрашивает, как дети будут рисовать костюм
клоуна, чтобы он получился двухцветным. Уточняет последовательность работы
(мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги, помещённом на
мольберт).
Напоминает детям, как можно получить розовый или
телесный цвет, чтобы нарисовать лицо и руки клоуна (смешать краски на палитре
или дощечке, добавив к белой несколько капель красной коричневой.
Дети выбирают цвет и формат фона, составляют сложный
цвет (розовый, телесный) на палитре и начинают рисовать весёлого клоуна в
движении. В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов.
После занятия. В свободное время педагог предлагает
детям (по желанию) составить описательные или сюжетные рассказы о своих
клоунах.
Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Клоун»:
У нас в саду живёт клоун.
Только он без головы.
Клоуна собаки в зубах таскали.
Мы отняли, постирали.
Теперь клоун наш.
Дениска говорит, что клоун, наверно, работал в цирке,
потом упал и потерял голову. А ещё Дениска говорит, что у ящериц хвост
отрывается. Вот потеряет ящерица хвост, а он снова вырастет. И у клоуна,
говорит Дениска, голова может вырасти.
Но мы Денису не поверили. У ящерицы хвост, может быть,
и вырастет, она живая. А у клоуна? Он же не живой? Тряпичный?!
- Давайте, - предложила воспитательница, - сошьём
клоуну новую голову.
- Давайте! - согласились мы и принялись за работу.
Теперь у нашего клоуна есть голова. Он улыбается и подмигивает одним глазом, а
на рыжих волосах у него колпачок с кисточкой. |