Цель: познакомить детей с сюжетным натюрмортом,
рассматривая картину И. Э. Грабаря «Неприбранный стол»; учить последовательно
рассматривать картину; заострить внимание на том, что изображено, как изображено
и почему именно так; развивать способность детей давать эстетические оценки и
высказывать свои суждения, используя искусствоведческие термины; развивать
воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление, умение
соотносить увиденное с собственным опытом.
Материал: лист бумаги на каждого ребенка с готовым
силуэтом стола, разнообразные образцы посуды, карандаши цветные и простые,
картина И. Э. Грабаря «Неприбранный стол».
Предварительная работа: рассматривание картин К.
Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт»; И. Машкова «Ананасы
и бананы»; И. Грабаря «Утренний чай»; экскурсия в магазин «Посуда»,
сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Гости»; изготовление атрибутов
к праздничному столу из соленого теста, пенопласта, поролона и т. д.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним видом
натюрморта. Художники называют его «накрытый стол». На этих натюрмортах изображается
стол, накрытый к завтраку, обеду или ужину. Людей на картине нет, но их
присутствие ощущается. (Дети рассматривают картину И.Э. Грабаря «Неприбранный
стол».)
- Как бы вы назвали эту картину? Почему именно так?
Что нам говорит о том, что это раннее утро? Какой основной тон картины?
(Голубовато-зеленый, холодный.)
- Какое возникает ощущение благодаря тону картины?
(Раннего утра, свежести, бодрости, прохлады.)
- Какое время года изобразил художник? (Конец лета или
начало осени.) Что нам говорит об этом? (Яблоки в вазах, букет осенних цветов.)
- Где стоит стол? (На веранде, около кустов.) Что
говорит о том, что люди закончили завтрак? (Отогнутая с угла стола
голубовато-белая с синей каемкой скатерть, вымытые стаканы, стопка чистых
тарелок и лежащие в беспорядке ложки, вилки, рюмки и стакан с остатками напитков;
вазочки с вареньем; отодвинутое кресло).
- И. Э. Грабарь назвал свою картину «Неприбранный
стол», а мы с вами сейчас нарисуем свой натюрморт и назовем его «Праздничный
стол».
Ребята, вспомните, какой у вас бывает стол в день
рождения. Что на нем стоит? (Сервиз для чая, торт со свечами, вазочки с
печеньем, вареньем, конфетами, фрукты и т.д.) Посуду и фрукты вы уже учились
рисовать, поэтому смело приступайте к работе.
|