Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и
творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными
изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению
радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета.
Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа. Просмотр слайдов,
иллюстраций, открыток, марок с изображением радуги и других природных явлений
для обогащения художественных впечатлений детей.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы белой и
голубой бумаги большого формата (одного размера, если будет составляться
коллективный альбом), акварельные краски; кисточки разного размера, баночки с
водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Наглядная модель или плакат «Радуга».
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям поразмышлять и
поговорить о том, что такое радость. После короткой, но очень свободной и
эмоциональной беседы педагог сообщает детям, что в давние-давние времена в
далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце
похожи по своему значению. Затем воспитатель спрашивает детей, какие они могут
вспомнить слова, похожие по звучанию на «радость», и читает литературные
произведения о радуге.
Ах, ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко.
Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
(дидактическое)
Радуга-дуга
Нужно солнышко, Колоколнышко! (Русская народная
потешка.)
Воспитатель спрашивает, как можно «расшифровать» слово
«радуга» (солнечная дуга или дуга солнца, или дуга радости, радостная дуга).
Педагог интересуется, кто из детей видел настоящую радугу, и просит рассказать
об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или
светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у людей, которые её видели?).
Затем воспитатель уточняет представление детей о
радуге как атмосферном явлении, сообщает, что радугу можно наблюдать на небе в
тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время
сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь
дождевые капельки и образуется радуга.
Педагог спрашивает детей, знают ли они цвета радуги, и
всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге
появляются новые цвета в произвольном порядке)? После ответов детей показывает
наглядное пособие «Радуга» и просит назвать цвета, начиная с верхней дуги.
Убирает (закрывает) пособие или модель и просит вспомнить порядок следования
цветных дуг. После нескольких попыток детей предлагает запомнить шуточный
текст (мнемонический приём), который поможет на всю жизнь запомнить порядок
расположения цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Поясняет, что первый звук (буква) каждого слова совпадает с первым звуком
(буквой) в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,
синий, фиолетовый. Дети хором несколько раз повторяют текст.
Педагог читает детям стихотворение Г.Лагздынь
«Радуга»:
всем дужкам подружка! А пойдут как обниматься
Разноцветных семь подружек, Начинают тут сливаться В белый цвет - семь ярких
дужек! Семицветная дуга - наша ра-ду-га!
Затем воспитатель рисует на мольберте и показывает
детям, как одна дуга накладывается на другую (красная на жёлтую, жёлтая на
синюю), и в результате получаются новые цвета - оранжевый, зелёный.
Дети берут кисточки, акварельные краски и
экспериментируют с цветом, смешивая красный с жёлтым и жёлтый с синим.
Воспитатель предлагает им нарисовать большие - красивые и радостные картины про
радугу, читает стихотворение С.Маршака «Радуга»:
В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошёл. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо,
Прыжком....
После занятия. Дети оформляют альбом «Радуга-дуга».
Воспитатель через 3-5 дней напоминает мнемонический приём для запоминания
последовательности цветовых дуг в радуге («Каждый охотник желает знать, где
сидит фазан»).