Задачи. Вызвать интерес к созданию выразительного
образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные
изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной
кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование).
Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать
широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии - концом). Развивать чувство
цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона). 
Предварительная работа. Экскурсия в парк,
рассматривание деревьев. Рассматривание изображений деревьев. Знакомство с
репродукциями картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.Э.
Грабаря.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги
синего, розового, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета; гуашевые
краски, кисти разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные
салфетки, мольберт, незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа
техники рисования.
Содержание занятия.
Воспитатель выставляет на мольберте несколько зимних
пейзажей (репродукции, иллюстрации, фотографии, календари и пр.). Предлагает
детям полюбоваться. Спрашивает детей, помнят ли они, как называются картины,
на которых изображена природа во всей своей красоте. (Пейзажи.) Напоминает,
что многие известные художники - И.И. Шишкин, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев,
И.Э. Грабарь и многие другие - любили рисовать природу. Они выбирали очень
красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная
река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.),
любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав
красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может
посмотреть на них.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Белая
берёза»:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
После прослушивания и небольшой паузы педагог
спрашивает, помнят ли дети, какими словами поэт описывает необыкновенную
красоту русской берёзки-красавицы.
Подводит детей к мысли о том, что художники и поэты
воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники
рисуют картины природы красками на бумаге или холсте. Картины художников мы
можем увидеть глазами. А поэты создают картины природы словами. «Картины»
поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем поэтическую
картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.
Предлагает детям самим подумать, как можно изобразить
белую берёзку, которая «принакрылась снегом, точно серебром...». Подсказывает,
что для изображения заснеженной тяжёлой кроны можно использовать технику
обрывной аппликации. Для передачи серебряной лёгкой кроны лучше применить
технику прорезного декора - вырезать её как ажурную снежинку. Педагог
напоминает детям наиболее сложные технические способы и подсказывает некоторые
дополнительные приёмы оформления берёзки.
Так, например, тонкие берёзовые веточки можно
нарисовать поверх аппликативной кроны хорошо отточенным карандашом - простым
или цветным (голубым, розовым, сиреневым, серым). Гелиевая ручка, гелиевые
краски с блёстками (серебристые, золотистые) или гуашевые краски, смешанные с
белилами для получения нежных цветов и несколькими капельками чёрной для
большей насыщенности цветового тона, помогут создать выразительный,
оригинальный образ «серебряной» берёзки. В аппликации с этой же целью можно
использовать мелко нарезанную мишуру, новогодний дождик, кусочки фольги на
бумажной основе, стразы, мелкие блестящие пуговички и бусины. Воспитатель
показывает детям два-три варианта композиций и комментирует приёмы работы.
(См. рисунок.)
Дети выбирают цвет фона (сиреневый, бирюзовый,
голубой, тёмно-синий, фиолетовый) и создают по мотивам поэтического образа
красивые зимние картины. Воспитатель помогает детям согласовать выбор фона и
художественных материалов, определить основной способ работы, наметить
композицию.
После занятия. Повторное чтение стихотворения
С.Есенина «Белая берёза». Рассматривание пейзажей на зимнюю тему.
Чтение отрывков из произведений С. Есенина, в
поэтической форме «рисующих» серебряные образы - озеро, речку, ручей, росу,
траву и т.д.
Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится
за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны...
Ночь
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошённых степей.
С добрым утром
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Лебёдушка
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые.
А над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися. |