Задачи. Учить детей рисовать с натуры еловую ветку,
передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве.
Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих
условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе
"глаз-рука". Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному
фольклору).
Предварительная работа. Беседа о хвойных деревьях,
рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом как
жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями. Рассказ
воспитателя о рождественском венке.
Материалы, инструменты, оборудование. Две-три
композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой,
мишурой); поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские)
с изображением ёлочек, еловых веток, рождественских венков; настенный
перекидной календарь со страничкой «декабрь»; листы бумаги белого цвета или
слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые,
нежно-сиреневые и пр.); простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры,
пастель для свободного выбора материалов детьми.
Форма организации занятия. Дети распределяются на
группы и садятся возле избранного натюрморта, чтобы хорошо его видеть
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение
о новогодней ёлке или новогоднем празднике. Два-три ребёнка по своему желанию
декламируют отрывки из стихов или из праздничного сценария.
Затем воспитатель показывает детям красивые
поздравительные открытки (новогодние, рождественские), предлагает полюбоваться
и рассказать, для> чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с
ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям - с чем
поздравляют, чего желают. Особое внимание обращает на открытки, изображающие
еловые ветки с игрушками или запорошённые снегом и рождественские венки.
Уточняет представление о том, что символизирует рождественский венок, как его
делают, где и когда размещают. Подводит детей к обобщению понятия «венок»
(что называют венком, какой он формы, из каких элементов может состоять, на
что похож или что ещё напоминает, можно ли сравнить его с хороводом?).
Предлагает смастерить своими руками рождественский
венок для украшения группы к зимним праздникам. Предлагает обсудить варианты
способов изготовления такого венка. Комментирует ответы детей и предлагает
простой способ, которым можно всем вместе изготовить красивый, нарядный
венок.
- Сейчас каждый из вас нарисует еловую веточку - с
шишками или новогодними игрушками. Для рисунков подготовлена вот такая бумага
- одинакового размера, но разного цвета. Обычно на занятиях вы подбираете
материал по своему желанию. Но сегодня нам с вами надо договориться о том,
чтобы листы бумаги были одного размера и одинаково размещались во время
рисования (горизонтально). Одинаковый размер бумаги нужен для того, чтобы из
них можно было составить общую композицию - рождественский венок, вот так
(показывает, каким образом будет составлен рождественский венок). Если листочки
будут разного размера, выйдет не очень красиво.
Вспомните, как мы с вами договорились разместить листы
бумаги? Почему именно так? (Ответы детей.) Что мы будем рисовать? Да, еловые
веточки. Они длинные и «смотрят» не вверх, а в сторону, поэтому (лист лучше
положить горизонтально (показывает). Для того, чтобы из отельных веточек
получился красивый веек, нам нужно договориться и о том, как лучше разместить
ветку на листе бумаги: от так (от середины левой боковой стороны) или вот так
(из уголка по диагонали) -N. рисунок. Какой способ мы с вами выберем? (Дети
выбирают один из двух предложенных вариантов.) Примечание: дети, у которых
ведущая рука - левая, (левши) рисуют не слева направо, а наоборот.
Затем воспитатель показывает натюрморты с еловыми
ветками, предварительно скрытые ширмой, и предлагает детям рисовать с натуры,
как это делают настоящие художники. Дети выбирают те натюрморты, которые им
понравились больше всего, садятся возле них и начинают рисовать сухими
художественными материалами - фломастерами, цветными карандаша ми, пастелью,
гелиевыми ручками.
После занятия. Индивидуальные детские работы
размещаются по кругу, образуя коллективную праздничную композицию
«Рождественский венок». Эта композиция может украшать группу, музыкальный зал к
новогоднему утреннику, холл детского сада или представлять собой основу для
новогодней поздравительной газеты.
Создание оригинальной композиции из бумажных листьев,
веток и цветов «Рождественский венок». (Внимание! Это занятие будет
проводиться со всеми детьми в подготовительной к школе группе; в старшей
возрастной группе такую композицию воспитатель может составить с небольшим
количеством детей в самостоятельной художественной деятельности).
1. Из плотной ткани или цветной бумаги вырежем
красивые цветы, края которых по срезу смажем клеем, чтобы не ворсились и не
обсыпались. В серединки цветов вошьём красивые яркие пуговицы или бусины.
2. Приготовим основу для рождественского венка:
свернём проволоку в кольцо диаметром 20-30 см., накрутим на него старые газеты
и закрепим их скотчем; обмотаем основу гофрированной бумагой зелёного или
белого, синего, фиолетового цвета.
3. Распределим цветки на венке и закрепим нитками
(пришьём, привяжем, прикрепим скотчем).
4. Вырежем листья цветов.
5. Вырежем еловые веточки: полоски или прямоугольники
зелёной бумаги сложим пополам и надрежем «бахромой», не доходя до сгиба. На
сгиб уложим мягкую проволоку. Сформируем еловые веточки -расправим иголки в
разные стороны, чтобы они стали пушистыми, и слегка изогнём, чтобы они
казались гибкими.
6. Закрепим листочки и еловые веточки так, чтобы они
свободно свисали с венка или приподнимались над ним. |