Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних
впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека.
Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие
со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и
развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек,
карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на
земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы
бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весёлое лето»;
цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя
основа для будущего альбома «Весёлое лето».
Содержание занятия.
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с
семейными фотографиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия проводится на
ковре, чтобы дети могли показывать движения.
Воспитатель рассказывает детям о том, где она летом
отдыхала и что делала (например, ходила на пляж, играла в мяч, удила рыбу,
каталась на лодке, фотографировала обезьянку в зоопарке, рисовала цветы...).
Спрашивает детей: « А как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были?
Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Я сейчас загадаю загадки о том, что вы могли делать
летом. Отгадайте, что я делаю. - Выразительные движения (собираю грибы;
собираю цветы; плаваю; плыву в лодке, работая вёслами).
А сейчас вы загадайте свои загадки. -(2-3 ребёнка
показывают движения, остальные дети отгадывают.) В случае затруднений
воспитатель на ушко подсказывает детям: покажи, как играл в футбол, ловил рыбу
и т.д.
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел.
- Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом,
чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе. А потом из
этих картинок мы все вместе составим альбом «Весёлое лето» и напишем в нём свои
рассказы - вы будете рассказывать, а я запишу.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и
предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально
или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый
сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему
желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает,
кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с
выбором. Ещё раз показывает некоторые движения, чтобы дети попытались
передать изменения положения рук и ног: поднимает руки вверх, разводит их в
стороны, одну руку сгибает в локте. Предлагает детям обращаться к своим товарищам
с просьбой показать задуманное движение. Дети рисуют. Воспитатель в это время
оформляет обложку (пишет название «Весёлое лето», буквы могут раскрасить
дети) и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием,
предлагает помочь - нарисовать солнышко, цветы, бабочек и пр.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети
складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают
туда же после просушки.
После занятия. Подготовка альбома или газеты с
семейными фотографиями о летнем отдыхе.
Рассматривание коллективного альбома «Весёлое лето»,
чтение стихотворений о лете.
Что за диво!
Ходит диво, ходит диво
Разноцветное красиво,
По бульвару, по газону,
Разодето по сезону,
Ходит диво по земле,
По деревьям, по траве,
Золотым горит огнём,
Сочной зеленью, жнивьём,
Одаряет всех цветами
И душистыми плодами!
Диво! Диво! Сколько света!
Это лето. Это лето!!!
(Г. Лагздынь)
Лето золотое
В лето золотое,
Солнцем залитое,
Бежим мы по дорожке
Из солнечных лучей.
Вбегаем в сад тенистый,
Где быстрый, серебристый,
Где звонкий, голосистый
Проносится ручей.
Кораблик закачался
И весело помчался,
И мы за ним гурьбою
Вдогонку погнались.
Стрекозы - вертолёты,
Стрекозы-самолёты
С цветов-аэродромов
За нами поднялись.
Кораблик убегает,
Кораблик уплывает,
Уносится кораблик
Куда-то далеко,
А радость остаётся,
А солнышко смеётся,
И песенка поётся,
И на душе легко.
(М. Мухаммадкулов)