Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в
ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов
создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к
миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности),
формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто
несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть
мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в
раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать
мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и
учете психологических и физиологических особенностей детей 1—3 лет рисование
может стать одним из любимых занятий малышей.
При обучении детей раннего возраста рисованию активно
используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью
различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным
комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения
позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает
необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо
учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие
навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу
давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно),
ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п.
Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки
нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на
уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с
обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш
(фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время
рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и
«дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы,
ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества
образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на
бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом
занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам
незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления
от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать,
что рисование для детей — прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую
свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После
того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена,
проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность
продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса
и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по
сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с
окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.
Развитие речи
Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и
занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования
ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей
стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в
дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со
взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие
коммуникативной функции речи.
Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике
эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых
слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного
и пассивного словаря детей.
Для удобства использования описанных занятий в практической
работе мы приводим примерный текст беседы взрослого с детьми, а также
стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу, а в
дальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросших
возможностей, конкретной ситуации.
Ознакомление с окружающим миром
Для занятий подобраны сюжеты, близкие опыту ребенка.
Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые
варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях
природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне,
праздники, прогулки и т.д.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия
подбирается дидактический материал.
Описанные в книге задания позволяют дать детям знания
о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном
расположении.
Развитие фантазии и творчества
Представленный материал предполагает совместное творчество
взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы
действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить
ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его
активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь
цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или
маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.
Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей,
превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует
внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а
маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок —
это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку
фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в
детях огонек творчества.
Личностное развитие
Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей
судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим
творениям. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное
внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является
одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к
деятельности и достижению результата. Поэтому не бойтесь перехвалить малышей!
Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе
людьми в будущем. Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать
«картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно
обновляйте «экспозицию».
Эстетическое развитие
На занятиях по рисованию предлагайте детям
разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и
гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.
На обобщающих занятиях путем наглядного представления
помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той
же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма,
конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на
листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот
вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве.
Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в
них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно
вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
Рисуем карандашами и фломастерами
Цели и задачи
• Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер;
ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.
• Развитие мелкой моторики.
• Ознакомление с окружающим миром.
• Развитие речи.
• Формирование интереса к рисованию.
Материалы
Цветные карандаши, фломастеры, бумага, различные игрушки
и предметы. Методы обучения рисованию
Рисование в воздухе — изображение линий и фигур в
воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки.
Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и
запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой
гладкой поверхности (стекле, столе).
Совместное рисование — совместные действия взрослого и
ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка,
берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно
комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка
правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с
определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей — процесс завершения рисунка. В
качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована
только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать.
Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого
метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно
держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого
есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения
задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
Самостоятельное рисование — создание ребенком рисунка
по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием
усвоенных навыков. Подготовка к рисованию
Перед началом занятия следует подготовить рабочее
место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала—лист бумаги
(чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого
ребенка.
Чем рисовать?
Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать
фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом
следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге.
Наряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким
грифелем — они также оставляют яркий след без сильного давления.
Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или
фломастер. В дальнейшем, когда дети научатся пользоваться карандашом
(фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на
бумаге, не пачкаться и т.д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2—3 и
более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. На обобщающих
занятиях предлагается полная гамма цветов и оттенков. А летом можно рисовать
цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле.
На чем рисовать?
Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной
белой бумаге формата А4. Даже если рисунок занимает не очень много места,
следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо,
чтобы ребенок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При
этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме.
При рисовании линий и кругов на бумаге советуем сначала нарисовать их в
воздухе.
Сюжеты работ
Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать
конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Для того чтобы
воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его
целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет
или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в
пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать
малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте
его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей
на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и
т.д.
Организация занятий
Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой
группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог
помогать каждому ребенку. В ситуации индивидуального занятия педагог не
предлагает ребенку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы рисунка у
него на глазах.
В начале длительность занятий составляет 10-15 минут,
постепенно ее можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет
можно использовать несколько раз. Можно давать задания на дом, чтобы малыши
рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует
сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения,
потешки, загадки.
Порядок работы
Занятия представлены блоками, в каждом из которых описаны
игровые задания, направленные на отработку определенного типа графических
навыков: сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии,
затем круги разной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить
каждый из навыков, не смешивать их.
При этом если в начале занятий из-под руки маленьких
детей появляются контурные «прозрачные» рисунки, то со временем становится
возможным предлагать малышам закрасить детские рисунки нужным цветом, стараясь
не выходить за его контур, добавлять в рисунок новые детали.
Помощь
На начальных этапах обучения рисованию возможна совместная
деятельность ребенка со взрослым, когда взрослый берет руку ребенка в свою и
помогает ему рисовать. При достаточном развитии навыков используется рисование
по показу (поэтапное) и рисование по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает
детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания
карандашного наброска или показа пальцем, где следует рисовать.
Хранение работ
С первых шагов творческой деятельности малышей надо
проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать
дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной
папке позволит наблюдать динамику процесса развития навыков рисования у каждого
малыша. Можно подшивать рисунки — получится альбом, а если написать к ним текст
(1—3 коротких предложения), получится книжка.
Необходимо периодически организовывать выставки
детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам,
не забывайте хвалить за успехи и достижения. Для этого внимательно рассматривайте
их первые рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и
взрослым, давайте положительную оценку. Меры предосторожности
Чтобы малыши не разрисовывали мебель, стены и самих
себя, советуем давать карандаши и фломастеры только на занятиях, учить
пользоваться ими под контролем взрослого, а затем убирать их в недоступное для
детей место.
Самостоятельное рисование карандашами и фломастерами
Следующим этапом работы станет самостоятельный рисунок
ребенка. Поэтому чаше давайте детям чистую бумагу, фломастеры и карандаши. На
этом этапе дети получают возможность использовать приобретенные графические
навыки по своему усмотрению, создавая собственные сюжеты. Если раньше основной
задачей занятий было закрепление навыков рисования, то в ходе самостоятельного
рисования на первый план выступает реализация творческого потенциала малышей.
В результате проведенной работы дети вполне готовы к
рисованию картинок с использованием обобщенных форм и линий. Однако опыт
показывает, что часто самостоятельные рисунки детей очень просты. Малыши, с
одной стороны, рисуют быстро, стараются поскорее закончить рисунок, а с другой,
уровень развития представлений и воображения в этом возрасте пока не позволяет
им заранее придумать развернутый сюжет рисунка. Поэтому взрослый по-прежнему
принимает участие в рисовании ребенка. Только теперь это не прямое, а
косвенное участие: при помощи вопросов и непрямых подсказок взрослый побуждает
ребенка к созданию более сложного рисунка — придумать развитие сюжетной линии,
дополнить новыми деталями, использовать разные цвета, раскрасить определенные
части рисунка и т. п.
Рисуем
красками
Цели и задачи
• Обучение умению правильно и аккуратно использовать
краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться
кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки
и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.
• Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
• Развитие чувства цвета.
• Развитие эмоций и фантазии.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие речи.
• Ознакомление с окружающим миром.
• Формирование интереса к рисованию.
Материалы и инструменты
Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для
рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды
бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки
(кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки
или халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с
присоской на дне) для воды и др. По возможности использовать мольберты.
Техника рисования
Рисование на мокрой бумаге — нанесение краски на лист,
предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на
котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.
Рисование пальцами — нанесение краски на бумагу при помощи
кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки.
При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных
пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной
3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся
до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики
моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
Рисование ладонями — нанесение слоя краски на внутреннюю
сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При
нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к
бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
Рисование кисточкой — нанесение красок на бумагу при
помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее
краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются
кисти — круглые и плоские, краски—акварель и гуашь (акварель в тюбиках
предварительно разводят), бумага — акварельная и другая плотная. Рисовать при
помощи кисти можно тремя способами:
• примакивание — нанесение на основу цветных пятен
путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с
бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
• нанесение мазков — рисование кисточкой путем
проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева
направо и др.);
• рисование кисточкой поверх карандашного эскиза —
нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых
линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги,
овалы).
Рисование с помощью штампа — нанесение краски на
поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к
бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно
наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать
одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и
разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать
деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или
вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).
Подготовка к рисованию
Перед началом занятия следует подготовить рабочее
место. На столы необходимо постелить клеенку, а детям надеть специальные
клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть
только самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) — лист
бумаги и одна краска для каждого ребенка или бумага, краска, кисточка и
баночка с водой при рисовании кисточкой. Когда дети научатся рисовать красками
аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской
стол, одежду), можно предлагать несколько красок. Чем рисовать?
Используйте специальные краски для рисования руками,
гуашь, акварель полусухую или в тюбиках (в этом случае краска перед работой
разводится водой); нетоксичные, хорошего качества.
Помните, что акварель — это прозрачная краска, сквозь
нее видно бумагу. Если нужен более светлый цвет, акварель разбавляют водой,
если нужно исправить неудачные места, то красочный слой смывают водой. Когда
акварель высыхает, рисунок становится немного светлее.
Гуашь — непрозрачная краска. Если требуется более светлый
оттенок цвета, то добавляются белила. Если нужно исправить неудачные места, то
рисовать следует поверх красочного слоя. Когда гуашь высыхает, рисунок
значительно светлеет.
Вначале лучше рисовать пальчиками и ладошками, используя
специальные краски. Если таких красок нет в наличии, можно использовать гуашь
или акварель. Такое рисование поможет познакомить малышей с таким материалом
для изобразительного творчества, как краски, изучить их свойства и
изобразительные возможности. Но при этом следует соблюдать осторожность,
следить, чтобы дети рисовали только на бумаге. Если кто-то из малышей не
захочет на первом занятии окунуть пальчик в краску, не надо его заставлять.
Дайте детям возможность понаблюдать за вашими действиями и рисованием других
малышей. Объясните, что рисование пальцами и ладошками — это очень интересно,
а испачканные руки потом можно вымыть.
При рисовании кисточкой используются круглые и плоские
кисти разных размеров, но в работе с малышами предпочтительнее использовать
большие кисти, которые оставляют на бумаге крупный яркий след.
При рисовании с помощью штампа используются деревянные
геометрические фигурки (кубики, цилиндры или конусы и др.), овощи, из которых
вырезаются формы для печатания, различные деревянные фигурки — игрушки с
плоскими поверхностями. На чем рисовать?
Красками следует рисовать на акварельной или любой другой
плотной бумаге формата А4 и/или АЗ. Даже если рисунок будет небольшим, следует
предлагать лист достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок
учился во время рисования не выходить за границы листа бумаги. При этом листы,
как правило, должны быть расположены горизонтально, как в альбоме.
Коллективные работы выполняются на бумаге большего размера (ватман). Сюжеты
работ
На занятиях с детьми раннего возраста следует использовать
простые сюжеты, близкие опыту детей. Для того чтобы воспроизвести изображение
знакомого предмета, ребенок должен воспринимать его целенаправленно. Взрослый
может помочь заново увидеть знакомый предмет или явление, выделить его
значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. На занятиях
по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети уже знакомы по
работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Например, та же самая
трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных
карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки. Организация занятий
Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой
группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь
возможность помочь каждому ребенку. Вначале занятие проводится в течение 10-15
минут, постепенно продолжительность занятия увеличивается. Чтобы закрепить навыки
малышей, один и тот же сюжет можно повторять несколько раз. Можно давать
задания на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый
комментирует процесс рисования.
Порядок работы
Занятия даны блоками, в каждом из которых описаны игровые
задания, направленные на отработку определенного способа работы с красками —
разведение и смешивание красок, рисование на мокрой бумаге, рисование пальцами
и ладошками, кисточками, штамповка. Обучение рисованию красками с
использованием описанных приемов можно проводить параллельно или поэтапно. При
этом следует учитывать, что если работу по обучению детей нескольким техникам
рисования проводить параллельно, то новые навыки могут смешиваться, не
закрепляться в детском сознании. Советуем одновременно использовать различные
методы на заключительном этапе — на обобщающих занятиях. Правила использования
красок и кисточек
В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения
с красками и кисточками. Покажите, как следует аккуратно брать краску на
пальчик или кисточку, не пачкаться; объясните, что краски следует хранить
аккуратно, баночки с красками закрывать после окончания работы. Покажите
малышам, как пользоваться кисточкой — как ее держать, смачивать в воде и
снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки,
рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о
бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объясните, что кисточку
нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривится, что после рисования ее
надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы
нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла. Помощь
На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное
творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и
помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать
отпечатки с помощью штампа и т.д. Когда навыки закрепятся, проводится рисование
по показу (последовательный показ каждого этапа) и рисование по готовому
образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе
бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем места на
листе, где следует расположить изображение. Хранение работ
С первых шагов творческой деятельности малышей надо
проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать
дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной
папке позволяет исследовать динамику процесса развития навыков рисования каждого
малыша. Можно подшивать рисунки — получится альбом, а если написать к ним текст
(1-3 коротких предложения), то получится книжка.
Необходимо периодически организовывать выставки детских
работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не
забывайте их хвалить за успехи и достижения. Для этого рассматривайте их
рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым,
давайте положительную оценку. Меры предосторожности
Чтобы малыши не испачкали краской мебель, одежду, полы,
стены и самих себя, советуем давать их только на занятиях, учить пользоваться
ими под контролем взрослого, а затем убирать в недоступное для детей место.
|