Предварительная работа: взрослый объясняет детям, что
такое семья (это родители, мама и папа,
и их дети, сыновья и дочери; семья — все те люди, которые живут вместе и являются друг другу родственниками;
в семье могут быть не только родители и дети, но и самые старшие члены
семьи — родители родителей, которых
называют дедушкой и бабушкой; слово «семья» появилось, потому что семь членов семьи дружно сказали: «Я!» —
и получилось сразу семь «Я», то есть
«семья»); взрослый рассказывает детям, кто кем приходится в большой семье (мама папе — жена; папа маме — муж;
мама с папой — родители для детей;
дети в семье приходятся друг другу братьями и сестрами, а дедушка и бабушка
зовут их внуками); кроме того, уточняется, кто из членов семьи самый старший,
а кто самый младший.
Цели занятия
Воспитательные — формировать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе); воспитывать
доброжелательность.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; формировать у
детей умение ориентироваться на плоскости листа; уточнить представления детей о составе семьи, о том, как называются ее члены;
закрепить в словаре детей антонимы «высокий —
низкий», «слева — справа», «молодой — старый»расширить словарь детей за счет качественных
прилагательных; ввести в словарь детей сравнительные прилагательные;
активизировать употребление в речи предлогов «к», «от» и «между».
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, выдержку
и быстроту реакции.
Оснащение:
мольберт (доска);
мяч;
листы
с индивидуальным графическим заданием «Чье угощенье?» по количеству детей;
демонстрационный рисунок «Семья»;
образец изображения дома, скамейки и стаи гусей-лебедей
из счетных палочек;
наборы счетных палочек;
листы бумаги в крупную клетку по количеству детей;
цветные и простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный
момент. Скажите детям: «Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Сообщите
детям, что сейчас они будут придумывать друг для друга ласковые имена.
Обратитесь к одному из малышей и попросите его ласково назвать имя того, кто
стоит от него слева. Ребенок поворачивает голову налево и ласково называет своего
соседа.
Названный малыш в свою очередь образует уменьшительно-ласкательную
форму от имени
ребенка, также стоящего от него слева. Когда все дети ласково назовут своего соседа слева, они
могут садиться на стульчики, стоящие около стола полукругом.
2. Продолжи
по образцу. Сообщите детям тему занятия. Выдайте им листы
с индивидуальным графическим заданием «Чье угощенье?» и цветные карандаши. Скажите, что на
картинке нарисовано то, чем печка, яблоня
и речка хотят угостить детей: пирожок, яблоко и кружка с киселем. Предложите малышам отгадать, кто хочет напоить Машу с
Ванюшкой киселем,кто — накормить яблочками, а кто
пирожком?
Когда дети ответят на эти вопросы, обратите внимание
малышей на буквы, подписанные под рисунками. Предложите детям назвать эти
буквы, соотнесите их
с названиями предметов, изображенных на рисунках. Затем дайте малышам задание обвести эти буквы.
Когда дети выполнят обводку, предложите им продолжить ряд
рисунков по образцу,
изображая их в той же последовательности, а под рисунками подписать нужные буквы.
3.Подумай и ответь. Покажите детям демонстрационный
рисунок «Семья».
Назовите всех ее членов: маму, папу, Машу и Ванюшку — и предложите малышам ответить на
следующие вопросы:
Кто стоит крайний справа, а кто крайний слева?
Кто стоит между мамой и Машей, а кто между папой и Ваней?
Кто в семье самый старший? (Папа.)
А кто самый младший? (Ваня.)
Кто старше: мама или Маша?
Кто моложе: Ваня или Маша?
Кто ниже всех, а кто выше всех?
Кем Маша приходится родителям?
Кем Ваня приходится родителям ?
Кем отец приходится матери?
А кем мать приходится отцу?
Кем Ваня приходится Маше?
Кем Маша приходится Ване?
4.Игра с мячом «Моя семья». Предложите детям поиграть в
игру с мячом. Предложите
малышам «выйти на лужок и сделать кружок». Сами возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объясните
детям правила игры: вы будете бросать мяч одному из детей и одновременно называть какого-либо члена
его семьи, ребенок, поймав
мяч, должен сказать, какой он. Например, вы бросаете мяч ребенку
и спрашиваете: «Мама какая?» Малыш ловит мяч, отвечает:
«Добрая» —и кидает
вам мяч обратно.
Бросая мяч каждому ребенку, задавайте вопрос с учетом
того, какие у него есть
родственники.
5. Конструирование из счетных палочек. Поместите на
мольберте (доске) образец
изображения дома, скамейки и стаи гусей-лебедей. Предложите детям выложить такую же
картинку из счетных палочек.
Перед началом работы предложите детям, глядя на образец,
сосчитать, а потом
достать из коробочки нужное количество счетных палочек для выкладывания дома. (Для стен, пола и
потолка понадобится 8 палочек. Для постройки крыши — 4 палочки. Для выкладывания скамейки — 4
счетные палочки.)
Уточните, из каких геометрических фигур состоит дом (из
квадрата и треугольника).
Спросите у детей, какая из этих фигур находится внизу, а какая наверху.
Перед началом выкладывания стаи гусей-лебедей предложите
детям сосчитать,
какое количество палочек нужно для того, чтобы выложить одного гуся (три палочки). Затем, подсчитав
число гусей в стае, отложить три раза по три палочки для выкладывания всей стаи птиц.
Когда картина будет готова, уточните расположение
отдельных объектов на ней:
что находится слева от скамейки, а что справа; что выше, а что ниже: дом или
скамейка? Обсудите, какой гусь летит выше остальных, а какой ниже.
Спросите
детей: «В какую сторону летят гуси-лебеди — к дому или от дома?» (К дому.) Предложите малышам так переложить счетные
палочки, чтобы гуси-лебеди летели в противоположную сторону. Когда задание
будет выполнено, вновь задайте вопрос:
«В какую сторону летят гуси-лебеди?» (От дома.)
Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать по
клеточкам дом, скамейку и стаю
гусей-лебедей в соответствии с образцом из счетных палочек.
Дайте малышам
индивидуальные листы в крупную клетку с рисунком, намеченным точками, и простые карандаши.
Когда изображение будет готово, предложите
детям раскрасить его цветными карандашами. По желанию можно нарисовать в
доме окно, а на скамейке сидящего Ванюшку.
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу
детей.
|