Предварительная работа: взрослый обучает детей счету в
пределах восьми; учит сравнивать
количество однородных предметов методом приложения и методом зрительного соотнесения.
Цели занятия
Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании,
усидчивость, аккуратность в работе); стимулировать развитие творческой
индивидуальности детей; воспитывать чувство товарищества, желание помогать
друзьям, выручать их в беде.
Обучающие — совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; учить правильно
держать карандаш, рисовать прямые и дугообразные линии, раскрашивать фигуру, не выходя за
контур; ввести в словарь детей слова «вверху», «внизу», «посередине»; закреплять счет в пределах
восьми, умение
сравнивать количество однородных предметов; закреплять в активном словаре детей названия
геометрических фигур: «круг», «овал» и «прямая линия»; формировать умение соотносить
фигуры из счетных палочек и их изображение на листе бумаги в крупную клетку.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей;
тренировать скорость
реакции; развивать логическое мышление — умение сравнивать, рассуждать.
Оснащение:
незаконченные изображения Соломинки и Пузыря по количеству детей;
картинка «Лапоть в реке» по количеству детей;
цветные карандаши;
мяч;
мольберт (доска);
демонстрационный рисунок — образец изображения сказочных
персонажей из
счетных палочек по количеству детей;
набор счетных палочек;
листы бумаги в клетку (величина одной клеточки 2x2 см) с
геометрически
ми фигурами,
обозначенными точками по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок,
сделали кружок».
(Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какой спектакль они показывали на прошлых
занятиях. Поинтересуйтесь, бывали ли они в настоящем театре и какие видели спектакли.
2. «Карандаши-спасатели».
Объявите тему занятия. Скажите детям, что «карандаши-спасатели» пришли в
трудную минуту на помощь героям сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Предложите детям помочь «волшебным» карандашам спасти незадачливых путешественников.
Дайте детям картинку «Незаконченное изображение Соломинки»
и цветные карандаши.
Предложите малышам «вылечить» Соломинку— для этого провести карандашом линию так, чтобы
соединить две части сломанного туловища Соломинки, а затем раскрасить его, самостоятельно выбрав
для этого цвет
карандаша. Затем предложите детям показать, где у Соломинки верх, где низ, а где середина. В
какой части была сломана Соломинка?
Дайте детям другую картинку—«Незаконченное изображение
Пузыря»— и попросите
помочь Пузырю, дорисовав картинку так, чтобы он из полукруга превратился в целый круг. А затем
раскрасить его в любой понравившийся цвет. Когда рисунки будут закончены,
спросите детей, какого цвета и формы получились их Пузыри. Уточните, что форма у всех одинаковая (круглая), а цвет разный
(разноцветные).
Покажите детям третью картинку—«Лапоть в реке» — и скажите, что Лапоть упал в воду — он
может утонуть, если ему вовремя не помочь. Предложите детям раскрасить картинку так, чтобы Лапоть
оказался не под водой, а на воде. (Если
раскрасить воду синим цветом, а Лапоть желтым или коричневым, то он окажется не под водой, а на воде и сможет сам доплыть до
берега.)
(Данная часть занятия может быть проведена с учетом
индивидуальных возможностей
или желания детей. В этом случае каждый ребенок получает не по три задания, а лишь одно из них —
то, которое ему предложит педагог, или то, которое малыш выберет сам.)
Подвижная игра с мячом «Тонет — не тонет». Предложите
детям выйти на
лужок и сделать кружок. Сами возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объясни
те детям правила игры: «Я буду бросать
мяч одному из детей и одновременно называть какой-либо предмет. Если названный
предмет не тонет в воде, нужно пой
мать мяч. Если же предмет тонет, то мяч
ловить нельзя, и он падает на пол».
Примерный перечень предметов для
перечисления: топор, мяч, дерево, ножницы, кирпич, воздушный шарик, поплавок, камень, спасательный круг и т.д.
Конструирование из счетных палочек. Предложите детям сложить
из счетных палочек
персонажей сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Поместите на
мольберте (доске)
образец изображения Соломинки (прямая линия из четырех
счетных палочек), Лаптя (овал из шести
палочек) и Пузыря (круг из восьми пало
чек).
Спросите детей, какие геометрические фигуры им напоминают
Пузырь, Лапоть и
Соломинка.
Спросите детей, сколько
понадобится палочек, чтобы выложить Соломинку, Лаптя, Пузыря. Пусть дети
сосчитают и сравнят их количество, употребляя слова «больше на», «меньше на».
Затем выдайте детям по четыре
счетные палочки и попросите выложить из них Соломинку, после этого
дайте шесть палочек для выкладывания Лаптя и наконец восемь палочек — для
изображения Пузыря.
(Данная часть занятия может
быть проведена с учетом индивидуальных возможностей и желания детей. В этом
случае каждый ребенок получает не по три задания, а лишь одно из них — то,
которое предложит педагог, или то, которое малыш выберет сам.)
5. Рисование по клеткам.
Предложите детям нарисовать героев сказки по
клеточкам в соответствии с образцом из
счетных палочек. В помощь точками на
бумаге в клетку заранее отметьте
начало и конец каждой линии (рис. 10, с. 24).
Когда графические задания будут
готовы, предложите детям превратить (дорисовать) каждую
геометрическую фигуру в одного из героев сказки, а затем рассказать,
из какой фигуры кто получился: «Из круга получился Пузырь, из
овала — Лапоть, а из прямой линии — Соломинка».
6. Подведение итогов занятия.
Положительно оцените работу детей. |