Наблюдения бывают первичные и вторичные. Первичные наблюдения
начинаются:
- с выделения яркого, броского (то, что наиболее ярко
выделяется в рассматриваемом объекте);
- определения основной особенности внешнего строения
объекта:
а) величина;
б) форма;
в) стебель или ствол;
г) листья;
- возвращение к яркому, броскому.
Такая последовательность необходима, так как внимание
дошкольников недостаточно устойчиво, непроизвольно.
В конце наблюдения задаются вопросы для упорядочения
представлений, которые сложились в ходе наблюдения:
1. Расскажи, как ты узнаешь, например, этот цветок.
2. Чем он отличается от другого?
3. Похож или нет на цветок в хохломской росписи?
Детей необходимо приучать к последовательному
рассказу: -величина;
- форма;
- покров;
-цвет;
- периферийные части и их особенности.
А при повторном наблюдении сразу начинают с основной
задачи.
Воспитатель, организуя наблюдение, соблюдает последовательность
в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов - к
связям, от накопления представлений -к их сопоставлению, а затем к выводам. При
этом развивается логическое мышление.
Для формирования творческой активности детей необходимо
сначала сформировать у них навыки технического исполнения хохломской росписи.
Работу следует проводить системно, постоянно усложняя
задания, медленно двигаясь от простого к сложному. Первые эле^ менты росписи
начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. Учить детей правильно
держать кисть (тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги).
Обращать внимание детей на главную особенность хохломской росписи: художник
никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Даже прорисовка
мелких деталей, где нужна тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью, то
есть кистевым приемом.
Параллельно овладению техникой рисования учить детей
подбирать цвета соответственно фону рисунка. Так постепенно и будет
осуществляться переход к творчеству.
Второй год обучения начинается с развития у детей
творческого воображения. Для этого используются в свободное от занятий время
дидактические игры:
• «На что похоже?»
Задача: научить в воображении создавать образы
элементов хохломской росписи, основываясь на их схематическом изображении:
а) имея перед собой образцы элементов хохломской
росписи;
б) без них.
Дети по схематическому изображению на листе бумаги отгадывают,
какой можно нарисовать элемент хохломской росписи, и рисуют его.
• «Поможем художнику».
Задача: научить детей воображать элементы хохломской
росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного элемента:
а) дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на
образцы элементов хохломской росписи, а воспитатель рисует все, что ребята
придумывают;
б) то же самое без образов;
в) дети сами рисуют, глядя на образцы элементов;
г) то же самое без образцов.
Это сложная творческая игра, и поэтому проводится
поэтапно:
• педагог показывает детям схематическое изображение
основного элемента росписи, дети придумывают, как лучше расписать изделие, а
педагог рисует все, что ребята придумывают;
• педагог показывает детям схематическое изображение
основного элемента росписи, а дети сами и придумывают, как лучше расписать
данное изделие, и расписывают это изделие.
Эти игры сложные, трудоемкие, поэтому в учебный
процесс их не включают, а организовывают только во время свободной деятельности
детей.
На этом этапе работы проводятся следующие занятия:
- Комплексное занятие «Экскурсия в осенний лес».
- Знакомство с элементом хохломской росписи
«клубничка».
- Знакомство детей с элементом хохломской росписи «смородинка».
-Знакомство детей с «травным орнаментом» хохломской
росписи.
- Украшение объемной посуды элементами хохломской
росписи.
- Викторина «Праздник волшебного рисунка».
Целью данных занятий является закрепление росписи плоскостных
силуэтов, обучение более сложным элементам хохломской росписи и роспись
объемных предметов.
Предшествующей работой по подготовке к занятиям является
изготовление всевозможной посуды из теста и папье-маше. Дети помогают друг
другу выполнять поделки, это их сближает, делает отзывчивей и добрей.
Когда все приготовленные изделия высохнут, вместе с
ребятами можно приступить к их тонированию. Фон выбирается по желанию. Дети
знают, что им придется расписывать эти изделия, они обдумывают, какой узор
будут рисовать, какими цветами красок, какой фон будет нужен, чтобы эти краски
смотрелись лучше.
Когда начинается занятие, дети расписывают поделки
красками, выводя выразительно каждую линию, каждую черточку рисунка, правильно
подбирают и сочетают цвета, используя элементы хохломской росписи, разнообразные
по форме и по колориту.
Эти занятия занимают основное место в процессе
обучения, так как на них дети учатся рисовать элементы хохломской росписи.
Обязательно перед началом занятия рассматривание данного элемента на изделии
хохломских мастеров или иллюстрации с использованием стихов о Хохломе.
В ходе занятий по закреплению и систематизации
накопленного опыта детей проводятся дидактические игры на ориентировку детей
в различных видах росписи, к примеру, в форме путешествия или экскурсии и т.
д.
На контрольно-проверочных занятиях определяется
наличие у детей соответствующих представлений, умений и навыков.
Контрольно-проверочные занятия, помогающие проверить качество усвоения
материала, планируются 1 раз в год (в конце года) в форме викторины, художественной
мастерской по росписи посуды, путешествия и т. д.
Комплексные занятия, которые предусматривают и сообщение
нового материала, и повторение, и закрепление, и систематизацию имеющихся
знаний, и применение знаний, умений, навыков, планируются 1-2 раза в год на
усмотрение воспитателя. Проводятся в форме путешествия, экскурсии.
При закреплении техники рисования какого-либо элемента
хохломской росписи детьми во время занятий или в свободное от занятий время
воспитатель оказывает им помощь: сначала -направляющую, затем - организующую и,
если это не помогает ребенку выполнить задание, - обучающую.
Направляющая помощь заключается в активизации произвольного
внимания ребенка: можно предложить повторно выполнить только что выполненное
задание. Однако не следует давать конкретные указания относительно того, какие
действия надо делать, и оценивать избранные способы работы и результат.
Организующая помощь заключает в себе выполнение исполнительских
действий ребенком, а контроль и оценку - взрослым (типа «пошагового
контроля».)
Обучающая помощь состоит в том, что взрослый сам предлагает
ребенку способ действия.
Объем помощи также имеет существенное значение (в порядке
возрастания объема):
1) взрослый указывает ребенку возможность применения иного
способа действий, но не объясняет, как надо действовать;
2) ребенку задают вопросы-подсказки, наталкивающие его
на нужный способ;
3) обсуждение и совместное выполнение некоторых из
них;
4) подсказывает способ работы с одновременным
объяснением.
Работая по данной теме, необходимо использовать различные
формы работы: индивидуальную, подгрупповую, коллективную деятельность. Хороший
результат дает работа детей, которые сами объединяются в подгруппы по желанию,
интересам. Работу таких подгрупп можно использовать как элемент творческой
самостоятельной деятельности в первой половине дня на занятиях или как
самостоятельную творческую деятельность во второй половине дня.
Для обеспечения более эффективного обучения детей хохломской
росписи проводится соответствующая работа с родителями. На родительском
собрании в конце сентября дается консультация родителям «Знакомство детей с
хохломской росписью». На следующем родительском собрании в конце января
воспитатель может прочитать доклад «Художественно-эстетическое воспитание
детей в семье». В апреле оформляется стенд для родителей «Детское творчество -
мир ярких, удивительных образов!».
Каждый второй четверг месяца проводится «День открытых
дверей для родителей», а в конце каждого месяца - выставка работ детей.
Все перечисленное выше проводится с целью рассказать
родителям о значении формирования у детей художественного вкуса и творческого
воображения на примере знакомства с хохломской росписью, познакомить родителей
со способами возникновения интереса к рисованию у детей и с тем, как помочь им
овладеть необходимыми для этого навыками, когда лучше заниматься рисованием.
Организованная в апреле выставка работ мастеров
Хохломы поможет ближе узнать и понять этот старинный художественный промысел.
Родители узнают об истории хохломской росписи, ее мастерах, смогут понять и
оценить всю красоту деревянных изделий, расписанных сочными узорами трав,
цветов, лесных ягод. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее
заинтересовать детей, так как родители, поняв всю важность работы, в свою
очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, изделия
хохломских мастеров, читать детям книги. Все это способствует развитию стойкого
интереса у детей, вызывает желание самим научиться рисовать такие чаши,
ложки... Родители могут помочь найти иллюстрации с изображением изделий
хохломской росписи, принести в группу работы хохломских мастеров: бочонки,
вазочки, ложки, а затем оформить и оборудовать уголок русского народного
творчества в группе.
Эффективной формой работы с родителями могут стать домашние
задания, когда родители окажут неоценимую помощь, например при знакомстве с
очередным элементом «клубничка», не у всех детей на занятии он получился.
Кто-то не смог правильно передать форму, кто-то не выдержал нужной величины,
оттого и работа смотрится тускло и некрасиво.
Отложив такие работы, вечером можно показать их родителям.
Объяснить, в чем состоит ошибка, как надо рисовать правильно, показать хорошие
удачные работы детей. Поработав вечером дома, утром дети приносят в детский
сад эти работы - «домашние задания», которые в дальнейшем используются для
выставки работ детей.
В ходе знакомства старших дошкольников с хохломской
росписью проводится промежуточная диагностика, которая показывает рост
интереса у детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой
активности у детей. Для этого используются критерии анализа и оценки созданных
детьми изображений.
|