В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА. РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ А. К. САВРАСОВА «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
18.01.2012, 13:02
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: развивать творческое воображение; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; дать представление о богатстве красок и о значении их в жизни; учить логически мыслить, находить выход из трудных ситуаций, побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь. Планируемые результаты: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукция картины А. К. Саврасова; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов» и прочтении поэтического произведения М. Яснова «О картинах»; умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о весне; может самостоятельно придумать небольшой рассказ. Материалы и оборудование: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; портрет художника А. К. Саврасова; аудиозапись «Голоса птиц», «Шум прибоя»; расписной сундучок; акварель, гуашь, фломастеры, кисть малярная, кисточки, наряд для Королевы Кисточки; репродукции картин русских художников. Содержание организованной деятельности детей 1. Введение игрового момента. Воспитатель открывает сундучок, в нем - малярная кисть и коробка гуаши. - Сейчас мы отправимся в Страну Волшебных красок. В некотором царстве, в некотором государстве, в «Стране Волшебных красок» краски, карандаши, кисточки жили дружно, никогда не ссорились и очень любили рисовать. Поэтому .у них все вокруг было ярким, красивым, красочным. Главной в этой стране была наша Королева Кисточка. Кощей Бессмертный с Бабой-Ягой похитили Королеву Кисточку, и все стало в стране Волшебных красок бесцветным. Давайте отправимся в страну Волшебных красок, спасем Королеву Кисточку. А для этого необходимо выполнить сложные задания Девочки Акварельки. Итак, вы готовы? 2. В гостях у художника. - Посмотрите на картины. На какие три группы их можно разделить? (Пейзаж, портрет, натюрморт.) Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах». Если видишь - на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется... (пейзаж). Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это... (натюрморт). Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на вас, Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется... (портрет). - Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, а что же вы еще знаете? - На ваших столах лежат репродукции картин разных жанров, вы должны выбрать и выставить только пейзаж. - А теперь подберите соответствующие репродукции картин к следующим музыкальным фрагментам: «Шум моря», «Пение птиц». - У меня на столе лежат разные предметы: половник, кисточка, линейка, бумага, краски, корзина. Выберите те предметы, которые необходимы художнику. - Отгадайте загадку: Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.) - Расскажите, зачем нужны краски и кисточка. 3. Слушание музыки. «Вальс цветов» П. И. Чайковского, 4. Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». - Назовите весенние месяцы. - Почему март в народе называют зимобором, грачевником, капельником? - Я буду читать текст с пропуском слов - названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны по смыслу догадаться, о какой птице идёт речь. Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся... (воробьи). На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые... (сороки). На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-чёрные с белыми носами... (грачи). Около старого скворечника распевают звонкую песенку... (скворцы). Они умеют подражать голосам многих птиц. Рассмот¬рите изображения птиц: воробьи, сороки, грачи, скворцы. - Какие слова помогли вам узнать птиц? - Перед вами репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». - Как вы думаете, какое время года она изображает? Почему? - О чём рассказывает картина? - Как бы вы её назвали? - Что привлекло внимание художника, стало предметом его описания в картине? - Вершиной творчества А. К. Саврасова и всей русской пейзажной живописи второй половины XIX века явилась картина «Грачи прилетели». В марте 1871 года А. К. Саврасов едет в село Молвитино, недалеко от Костромы, где много и напряженно работает с натуры. Ни одна мелочь не ускользает от его пристального взгляда. Его тонкое ощущение весенней природы - результат многолетних наблюдений. Осенью 28 ноября 1871 года открылась первая передвижная выставка, ставшая крупнейшим событием в художественной жизни страны. На ней это произведение А. К. Саврасова занимало одно из первых мест. Картина сразу же привлекла всеобщее внимание - о ней заговорили, о ней писали, она была хорошо встречена критиками. Ее приобретает для своей галереи Третьяков. Художник воспроизводит типичную окраину волжского городка ранней весной. Мы видим тающий снег на переднем плане и обнаженную коричневую землю с голубыми маленькими озерками талой воды, чувствуем ласковый весенний теплый ветерок и как бы слышим грачиный гомон. Это - радостный гимн весне. Это - ее наступление. Плывут весенние облака. От полотна веет свежестью наступающей ранней весны. - Каким вы видите небо? - Что в картине озарено неярким весенним светом? - Каким вы увидели снег под берёзами и вдали на полях? - Какими художник изобразил берёзы? - Расскажите о грачах. - Какие цвета преобладают на картине? - Чем заинтересовала вас картина? Составьте рассказ по картине. Пример рассказа: на картине начало весны. Тает снег. Талая вода стекает в овраг. На синем небе солнце. Всюду неяркий весенний свет. На деревьях хлопочут грачи. Птицы обживают свои гнезда. - Послушайте отрывок из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели». - Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает: - Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу че¬рез окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное. 5. Рефлексия. - Мы выполнили все задания Девочки Акварельки: побывали в стране Волшебных красок и спасли Королеву Кисточку. Жители волшебной страны благодарят нас за работу.