Цели
♦
Развивать умение продумывать замысел и самостоятельно выстраивать
последовательность работы, выбирать выразительные средства для его реализации.
♦
Развивать навыки тонирования бумаги «по-сырому» для получения прозрачного,
плавно изменяющего цвет фона.
♦
Учить составлять весеннюю композицию, используя краски «тёплых» тонов.
♦
Учить использовать набрызг для получения выразительного изображения.
♦
Развивать чувство композиции, учить гармонично располагать рисунок на всей
площади листа.
Материалы для занятия
♦
Иллюстрации с изображением весенней природы.
♦
Бумага для рисования формата А3.
♦
Поролоновые губки для смачивания бумаги.
♦
Гуашь.
♦
Ванночки для разведения гуаши.
♦
Акварельные краски.
♦
Беличьи кисти № 8.
♦
Тонкие колонковые кисти.
♦
Старые зубные щетки и стеки для выполнения набрызга.
♦
Банки с водой, подставки для кистей.
♦
Клеенчатые фартуки для детей, ветошь и бумажные салфетки для протирания
столов.
Предварительная работа: наблюдения за весенней природой
на прогулке, составление описательных рассказов о весеннем небе и облаках,
ручейках, весенних изменениях в живой природе — растениях, поведении птиц, появлении
насекомых.
Подготовка к занятию: перед занятием воспитатель наливает
в несколько ванночек жидкую, разведенную водой гуашь нескольких цветов: желтую,
красную, синюю, зеленую, сиреневую. Краски должно быть немного — только чтобы
прикрывало дно. Все ванночки помещаются на столе воспитателя, рядом с каждой
лежит щетка и стека.
Ход занятия
Часть 1 Введение.
Тонирование бумаги
Воспитатель:
— Посмотрите, ребята, сегодня на нашей выставке помещено
много иллюстраций. Что на них изображено, давайте рассмотрим повнимательнее.
(На иллюстрациях могут быть весенние ручейки, распускающиеся почки, первые
весенние цветы, цветущая вишня или черемуха и т.п.) Что объединяет эти
иллюстрации? Правильно, на них изображена весенняя природа. Сегодня я предлагаю
вам нарисовать картины весенней природы.
Как вы думаете, какие краски больше подойдут для весны - гуашь
или акварель? Почему? Вспомните, гуашь дает нам плотный, насыщенный цвет. А
акварель? Акварель — более легкая, прозрачная краска. С ее помощью можно
получить светлые, словно размытые, прозрачные тона.
А ведь именно такова весенняя природа. Мы с вами
рассматривали небо на прогулке. Какое оно? (Голубое, высокое, прозрачное, яркое.)
Какими красками будем рисовать небо? (Акварелью.) А облака в небе, какие они?
(Плотные, белые, словно комья ваты.) Какой краской лучше рисовать облака?
(Белой гуашью.)
Вспомните, а как можно получить легкий, словно прозрачный
фон? (С помощью рисования по-сырому.) Акварель какого цвета мы будем
использовать для фона? (Голубую и зеленую — цвет неба и травы.) Как мы рисуем
по-сырому? (Сначала смачиваем лист бумаги с помощью губки, затем быстро
наносим акварельную краску слоями так, чтобы между соседними слоями не
оставалось границы, наезжая цветом на цвет, соединяя цвета, растворяя их друг в
друге.)
После выяснения последовательности работы дети тонируют
бумагу.
Часть 2
Самостоятельное определение замысла, выполнение рисунка
Воспитатель:
— Теперь, когда фон для картины готов, подумайте, что вы
изобразите на своей композиции. Может быть, вы захотите нарисовать цветочный
луг? Может быть, цветущий сад? А в ваш сад уже вернулись перелётные птицы? А
какие насекомые летают над цветами?
Прежде чем приступать к рисованию, подумайте и решите:
• что вы нарисуете сначала, что потом;
• как вы разместите всё задуманное на листе бумаги;
• какими красками, какими кистями вы будете рисовать;
• какие дополнительные изобразительные средства могут вам
понадобиться (например, мятая бумага или кусочки ваты для отпечатывания).
Часть 3
Объяснение техники выполнения набрызга
Воспитатель:
— У вас получились очень интересные композиции. Я хочу показать
вам, как можно их украсить, оживить. Вы же знаете, что весной в траве много
мелких цветов и насекомых. На деревьях распускаются листочки: они еще такие
маленькие, что каждый лист отдельно нарисовать нельзя, но всё дерево словно
окутано зеленой дымкой. Для того чтобы изобразить это, используется прием набрызга.
Для выполнения набрызга берут старую зубную щетку, обмакивают ее в краску.
Затем, держа щетку над листом бумаги, несколько раз проводят по ней стекой.
Капельки краски с щетки разбрызгиваются по вашему рисунку. Так можно получить
много цветов в траве, мелкие листочки на деревьях, солнечные зайчики.
Прежде чем выполнять набрызг, наденьте фартуки — краска
может попасть на одежду. Будьте аккуратны!
Окончание занятия
После выполнения работы традиционно воспитатель просит детей
рассказать о получившихся у них композициях. |