Практическое содержание:
- воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству,
расширять и обогащать знания детей;
- познакомить детей с новым видом
декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой;
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских
узоров;
- уметь видеть красоту и своеобразие дымковской
игрушки, развивать художественный вкус;
- познакомить с элементами: прямая линия,
точки-горошины;
- учить составлять узор в полосе, украшая его прямой
линией и точками-горошинами, закреплять технические навыки и приемы в
рисовании этих элементов;
- развивать самостоятельность и аккуратность.
Материал: дымковские плоскостные силуэты: барышни,лошадки, птички, конюхи и т. д.; иллюстрации, полоски
белой бумаги, кисти, краски ярких цветов.
Ход занятия
Воспитатель (читает стихотворение).
Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну отгадайте: кто я?
Ребята, вы уже догадались, что это стихотворение
написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. А расписаны они
прекрасными дымковскими узорами. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
Игрушку называют дымковской по месту изготовления. С высокого берега реки Вятки
видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные
дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину
и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова
лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька
превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
И вот - на лотках и прилавках многолюдной ярмарки
торгуют веселым товаром. Необыкновенный был праздник: весь город три дня
гулял - с музыкой, качелями и каруселями, с плясками, песнями и с непрерывным
заливистым свистом. Оттого и прозвали этот весенний праздник - «Свистунья».
Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело.
И так каждый год. Свое умение бабушки передавали внучкам, а внучки своим
внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Вятке, в его центре, -
художественные мастерские дымковской игрушки.
Когда наблюдаешь за работой мастериц, кажется все просто.
Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины,
расшлепала ее в лепешку, свернула воронкой - оказалось, это юбочка. Сверху
приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На
голову налепила высокий кокошник... и поставила сушиться. А дальше обжигают в
печи, белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать. Если посмотреть на
узор - он необычно прост: кружочки, простые и волнистые линии, клеточки,
пятна, точки-горошины... Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые,
желтые, оранжевые, синие...
Мастера наносят узор точным уверенным движением гибкой
кистью. Хотите стать мастерами и попробовать, как можно украсить игрушку?
Сегодня я познакомлю вас с элементами росписи - прямой
линией, которая наносится концом кисточки вертикально по отношению к листу
бумаги (кисть держится тремя пальцами), и точками-горошинами (узор наносится
тычком).
Предложить пальцем нарисовать в воздухе узоры, рассмотреть
образцы.
Попросить детей повторить, как рисовать прямую линию,
точку-горошину.
Индивидуальная работа обязательно проводится в ходе
всего занятия.
Вопросы для анализа.
Трое ребят выбирают работы, где прямая линия и
точки-горошины нарисованы аккуратно.
- Почему выбрали эту работу?
- Какое
качество работы (аккуратная, красивая)?
|