Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин
социального, научно-теоретического и практического характера. На современном
этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми
произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и
резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписывание деревянных изделий в
стиле хохломской, городецкой и других росписей. Изучая близкое и родное
творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов,
получая первоначальное эстетическое воспитание.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском
саду» недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у
детей с использованием народного промысла «Хохлому». Поэтому необходима
практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных
способностей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с
использованием приемов хохломского промысла.
Истоки творческих сил человека восходят к детству -
той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно
необходимы.
Первостепенное значение имеет сама потребность в
художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении
к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у
них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений
для ребенка становится возможной и желанной потребность выразить свое личное
переживание в создаваемых им самим образах.
Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный
настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав,
цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но
прежде всего она необходима детям, поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих
процесс формирования творческой активности у старших дошкольников при
использовании русского народного промысла - Хохлома.
Задачи, решаемые при обучении детей:
1. Вызывать у детей интерес к народной культуре.
2. Создавать условия для приобщения детей и родителей
к народной культуре.
3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской
росписи.
4. Формировать навыки технического исполнения хохломской
росписи.
5. Развивать творческое воображение о хохломской
росписи.
6. Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему
миру.
Педагогические средства, используемые для решения
задач:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Дидактические игры.
4. Специально организованное обучение в форме занятий.
5. Работа с родителями.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Начать работу по знакомству старших дошкольников с хохломской
росписью необходимо с создания условий для приобщения детей и родителей к
народной культуре. Детей воспитывает все и прежде всего то, что их окружает.
Поэтому постепенно, по мере возможности, можно оформить помещение группы под
Хохлому, ведь именно в группе дети проводят большую часть своего времени.
Параллельно с этим для создания полочки «Умных книг»
подобрать разнообразную познавательную литературу о народном промысле Хохлома,
об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла.
Последующая работа должна проводиться в два этапа.
Первый этап (первый год обучения):
- познакомить детей с хохломской росписью;
- сформировать у детей навыки хохломского письма;
- учить проводить широкие линии всей кистью;
- учить рисовать простейшие элементы хохломской
росписи; -подводить к самостоятельному составлению композиции
из последовательно чередующихся элементов на
плоскостных силуэтах.
Активное приобщение детей к рисованию узоров продолжается
на втором году обучения.
На втором этапе задачи усложняются:
- овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в
вертикальном положении;
-научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка;
-переходить к рисованию более сложных элементов хохломского
узора: кустики, травки, ягодки;
-подводить к самостоятельному составлению элементов
узоров, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора
на основной, то есть центральной линии узора - завитке, на плоскости - силуэтах
и на объемных формах.
Реализации поставленных задач способствует составление
перспективного плана с целью обеспечения системы последовательной работы по
использованию хохломской росписи как средства развития художественных
способностей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В начале года работа по данной теме начинается с
рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций. При этом
используются такие приемы, как беседа, чтение художественной литературы,
ощупывание изделий руками.
Данная работа проводится в первой половине дня (на
занятии), при необходимости и во второй половине дня - с подгруппой детей.
Рассматривая с детьми хохломские изделия или их иллюстрации,
во-первых, стоит обращать их внимание на особенности хохломской росписи, учить
выделять элементы хохломской росписи; во-вторых, формировать умение выражать
свои впечатления, полученные от восприятия этих изделий.
При рассматривании изделий хохломских мастеров необходимо
и поясняющее слово воспитателя. Оно помогает ребенку разобраться в особенностях
хохломской росписи, углубляет восприятие детей.
Целью рассматривания изделий хохломских мастеров и их
иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение
элементов хохломской росписи, а также умение ориентироваться в различных
народных промыслах.
Полученные знания о различных народных промыслах закрепляются
через дидактические игры: «Найди пару», «Собери целое», при помощи которых дети
не только запоминают виды росписи (Дымка, Гжель, Хохлома, Городец), но и
развивают мелкую моторику пальцев, мышление, внимание, понимание
слов-конструкций.
Д/и «Найди пару» заключается в том, что необходимо подобрать
пару к имеющемуся предмету.
В д/и игре «Собери целое» необходимо собрать из
кусочков целое изделие.
Эти игры включаются в занятия по закреплению и систематизации
накопленного опыта у детей; в контрольно-проверочные занятия, а также в
занятия с использованием раздаточного материала в свободной деятельности детей.
Для развития мелкой моторики пальцев рук и отработки
техники рисунка с детьми проводятся несколько раз в течение дня пальчиковая
гимнастика, а в свободное от занятий время дидактические игры: «Обведи рисунок»
(цель которой учить детей простейшим элементам хохломской росписи, технике исполнения
данных элементов) и более сложная - «Дорисую рисунок» (цель: учить детей
рисовать новые элементы хохломской росписи, совершенствовать технику исполнения
данных элементов), когда дети продолжают данный им рисунок.
Для этих дидактических игр отбираются несколько видов
каймы и всевозможные элементы хохломской росписи. Используются эти игры только
в свободное от занятий время.
Перед проведением занятий необходимо оформить образцы
основных элементов хохломской росписи в порядке их усложнения.
Систематизировав и собрав весь необходимый материал, в
середине сентября проводится первой занятие «Знакомство с хохломской росписью».
Цель занятия: знакомство детей с историей народного промысла Хохлома и
элементом хохломской росписи «травка». Детям показываются новые изделия, красочные
иллюстрации, каждая вещь представляется ярко, эмоционально, используются
различные сравнения, эпитеты, стихи. Все это вызывает у дошкольников интерес к
хохломскому промыслу, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия дети
могут делиться впечатлениями об увиденном, задавать вопросы, у них появляется
интерес к этому виду росписи.
В течение первого года обучения занятия проводятся согласно
перспективному плану один раз в месяц:
- знакомство с хохломской росписью;
- орнамент хохломской росписи «дождевик»;
- итоговое занятие по русскому народному творчеству
«Путешествие в город Мастеров»;
- занятие по декоративному рисованию элемента
«завиток»; знакомство с элементом хохломской росписи «рябинка».
Целью данных занятий является обучение технике хохломской
росписи тычком и кистью, знакомство с простыми элементами хохломской росписи,
роспись плоскостных силуэтов.
Рассматривая на занятии с детьми иллюстрации или
изделия хохломских мастеров, стоит обратить внимание детей на то, что,
хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку,
малинку, ежевичку и т. д. (тем самым выделяя элементы хохломской росписи).
Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не пишет
одинаково:
чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет
веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами
по-новому.
Перед тем как рисовать какой-либо элемент росписи на
бумаге, обязательно нужно прорисовать его в воздухе, обучая держать кисть
тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги.
Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут
оказать прогулки в парк. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую
радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.
На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к нашей
русской природе.
Целевые прогулки в парк, сквер проводятся в
осенне-весенний период как предварительная работа по подготовке к занятию.
Выбор рассматриваемых объектов осуществлялся согласно теме запланированного
занятия.
Так, рассматривая лист клубнички, можно отметить, что
он может быть большим и маленьким, а ягодки - более круглыми и продолговатыми.
Цвет у них, пока растут, все время меняется- от белого, розового до
ярко-красного и густо-малинового. Вот и получается, что на одном и том же
кустике мы видим разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья.
Но даже одна и та же ягода, одно и то же растение
изменчивы, становятся чуточку другими от утра к вечеру, от одного дня к
следующему. Искусство хохломских мастеров отражает и эту изменчивость.
Мы тоже не должны стремиться показать растения в точности
такими, какими мы их видим в природе. Нужно подходить к этому творчески, так
как наши изображения декоративны - они только в самом общем виде передают
красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление
постоянной текучести и переменчивости жизни мы можем создать изменением своего
орнаментального мотива.
Именно поэтому в данной теме большое место занимают наблюдения
за живой природой, основным приемом является рассматривание травы, листьев,
цветов и т. д., целью которого является уточнение строения: форма, цвет
наблюдаемого объекта и сравнение его с хохломской росписью.
Наблюдения организуются со всей группой детей в
утренние или вечерние часы на прогулке, 1-2 раза в месяц в весенне-осенний
период, когда данный объект является ярко выраженным. Основным методом в
процессе наблюдения является беседа. Дети учатся не только наблюдать за
объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, карандашами
на бумаге. Наблюдения проводятся по определенной структуре. |