Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 15.05.2024, 15:54

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ [387]
ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ [137]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ [221]
ВАЛЕОЛОГИЯ [95]
ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [280]
ОБЖ [89]
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ [228]
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [27]
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ [16]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [37]
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В ДОУ [17]
Главная » Файлы » РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗНАКОМСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ
05.04.2011, 09:38

Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин социального, научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписывание дере­вянных изделий в стиле хохломской, городецкой и других рос­писей. Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первона­чальное эстетическое воспитание.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» недостаточно раскрыты условия формирования творческого во­ображения у детей с использованием народного промысла «Хох­лому». Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способно­стей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов хохломского промысла.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Первостепенное значение имеет сама потребность в художе­ственном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональ­ном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутрен­нее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможной и желанной потребность вы­разить свое личное переживание в создаваемых им самим образах.

Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоцио­нальный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она не­обходима детям, поэтому актуальным является поиск путей, оп­тимизирующих процесс формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании русского народно­го промысла - Хохлома.

Задачи, решаемые при обучении детей:

1. Вызывать у детей интерес к народной культуре.

2. Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.

3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.

4. Формировать навыки технического исполнения хохлом­ской росписи.

5. Развивать творческое воображение о хохломской росписи.

6. Формировать активное гуманистическое отношение к ок­ружающему миру.

Педагогические средства, используемые для решения задач:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Специально организованное обучение в форме занятий.

5. Работа с родителями.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Начать работу по знакомству старших дошкольников с хох­ломской росписью необходимо с создания условий для приоб­щения детей и родителей к народной культуре. Детей воспиты­вает все и прежде всего то, что их окружает. Поэтому постепен­но, по мере возможности, можно оформить помещение группы под Хохлому, ведь именно в группе дети проводят большую часть своего времени.

Параллельно с этим для создания полочки «Умных книг» подобрать разнообразную познавательную литературу о народ­ном промысле Хохлома, об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла.

Последующая работа должна проводиться в два этапа.

Первый этап (первый год обучения):

- познакомить детей с хохломской росписью;

- сформировать у детей навыки хохломского письма;

- учить проводить широкие линии всей кистью;

- учить рисовать простейшие элементы хохломской росписи; -подводить к самостоятельному составлению композиции

из последовательно чередующихся элементов на плоскостных силуэтах.

Активное приобщение детей к рисованию узоров продолжа­ется на втором году обучения.

На втором этапе задачи усложняются:

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении;

-научить детей подбирать цвета соответственно фону ри­сунка;

-переходить к рисованию более сложных элементов хох­ломского узора: кустики, травки, ягодки;

-подводить к самостоятельному составлению элементов узоров, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, то есть центральной линии узора - завитке, на плоскости - силуэтах и на объемных формах.

Реализации поставленных задач способствует составление перспективного плана с целью обеспечения системы последова­тельной работы по использованию хохломской росписи как средства развития художественных способностей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В начале года работа по данной теме начинается с рассмат­ривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций. При этом используются такие приемы, как беседа, чтение художест­венной литературы, ощупывание изделий руками.

Данная работа проводится в первой половине дня (на заня­тии), при необходимости и во второй половине дня - с подгруп­пой детей.

Рассматривая с детьми хохломские изделия или их иллюст­рации, во-первых, стоит обращать их внимание на особенности хохломской росписи, учить выделять элементы хохломской рос­писи; во-вторых, формировать умение выражать свои впечатле­ния, полученные от восприятия этих изделий.

При рассматривании изделий хохломских мастеров необхо­димо и поясняющее слово воспитателя. Оно помогает ребенку разобраться в особенностях хохломской росписи, углубляет вос­приятие детей.

Целью рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творче­ству и выделение элементов хохломской росписи, а также уме­ние ориентироваться в различных народных промыслах.

Полученные знания о различных народных промыслах за­крепляются через дидактические игры: «Найди пару», «Собери целое», при помощи которых дети не только запоминают виды росписи (Дымка, Гжель, Хохлома, Городец), но и развивают мелкую моторику пальцев, мышление, внимание, понимание слов-конструкций.

Д/и «Найди пару» заключается в том, что необходимо по­добрать пару к имеющемуся предмету.

В д/и игре «Собери целое» необходимо собрать из кусочков целое изделие.

Эти игры включаются в занятия по закреплению и система­тизации накопленного опыта у детей; в контрольно-провероч­ные занятия, а также в занятия с использованием раздаточного материала в свободной деятельности детей.

Для развития мелкой моторики пальцев рук и отработки техники рисунка с детьми проводятся несколько раз в течение дня пальчиковая гимнастика, а в свободное от занятий время дидактические игры: «Обведи рисунок» (цель которой учить де­тей простейшим элементам хохломской росписи, технике ис­полнения данных элементов) и более сложная - «Дорисую ри­сунок» (цель: учить детей рисовать новые элементы хохломской росписи, совершенствовать технику исполнения данных элемен­тов), когда дети продолжают данный им рисунок.

Для этих дидактических игр отбираются несколько видов каймы и всевозможные элементы хохломской росписи. Исполь­зуются эти игры только в свободное от занятий время.

Перед проведением занятий необходимо оформить образцы ос­новных элементов хохломской росписи в порядке их усложнения.

Систематизировав и собрав весь необходимый материал, в середине сентября проводится первой занятие «Знакомство с хохломской росписью». Цель занятия: знакомство детей с ис­торией народного промысла Хохлома и элементом хохломской росписи «травка». Детям показываются новые изделия, красоч­ные иллюстрации, каждая вещь представляется ярко, эмоцио­нально, используются различные сравнения, эпитеты, стихи. Все это вызывает у дошкольников интерес к хохломскому промыс­лу, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия де­ти могут делиться впечатлениями об увиденном, задавать во­просы, у них появляется интерес к этому виду росписи.

В течение первого года обучения занятия проводятся со­гласно перспективному плану один раз в месяц:

- знакомство с хохломской росписью;

- орнамент хохломской росписи «дождевик»;

- итоговое занятие по русскому народному творчеству «Пу­тешествие в город Мастеров»;

- занятие по декоративному рисованию элемента «завиток»; знакомство с элементом хохломской росписи «рябинка».

Целью данных занятий является обучение технике хохлом­ской росписи тычком и кистью, знакомство с простыми элемен­тами хохломской росписи, роспись плоскостных силуэтов.

Рассматривая на занятии с детьми иллюстрации или изделия хохломских мастеров, стоит обратить внимание детей на то, что, хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку и т. д. (тем самым вы­деляя элементы хохломской росписи). Называют они ягоды лас­ково, и никогда даже один и тот же мастер не пишет одинаково:

чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточ­ки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заго­ворит с нами по-новому.

Перед тем как рисовать какой-либо элемент росписи на бу­маге, обязательно нужно прорисовать его в воздухе, обучая держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки в парк. Ведь наблюдения за природой достав­ляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании. На основе этих впе­чатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к на­шей русской природе.

Целевые прогулки в парк, сквер проводятся в осенне-весенний период как предварительная работа по подготовке к занятию. Выбор рассматриваемых объектов осуществлялся согласно теме запланированного занятия.

Так, рассматривая лист клубнички, можно отметить, что он может быть большим и маленьким, а ягодки - более круглыми и продолговатыми. Цвет у них, пока растут, все время меняет­ся- от белого, розового до ярко-красного и густо-малинового. Вот и получается, что на одном и том же кустике мы видим раз­ной формы, разного размера и цвета ягоды и листья.

Но даже одна и та же ягода, одно и то же растение изменчи­вы, становятся чуточку другими от утра к вечеру, от одного дня к следующему. Искусство хохломских мастеров отражает и эту изменчивость.

Мы тоже не должны стремиться показать растения в точно­сти такими, какими мы их видим в природе. Нужно подходить к этому творчески, так как наши изображения декоративны - они только в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни мы можем соз­дать изменением своего орнаментального мотива.

Именно поэтому в данной теме большое место занимают на­блюдения за живой природой, основным приемом является рас­сматривание травы, листьев, цветов и т. д., целью которого яв­ляется уточнение строения: форма, цвет наблюдаемого объекта и сравнение его с хохломской росписью.

Наблюдения организуются со всей группой детей в утренние или вечерние часы на прогулке, 1-2 раза в месяц в весенне-осенний период, когда данный объект является ярко выражен­ным. Основным методом в процессе наблюдения является бесе­да. Дети учатся не только наблюдать за объектами живой при­роды, но и зарисовывать их палочкой на земле, карандашами на бумаге. Наблюдения проводятся по определенной структуре.

Категория: ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Добавил: admin | Теги: занятия по ИЗО, учимся рисовать, конспект занятия в детсаду, для воспитателя ДОУ, цвет, ИЗО в детском саду, рисование, дошкольный возраст
Просмотров: 10103 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru