— формировать бережное, доброжелательное отношение к
природе.
Материалы: мягкая игрушка рыжая белочка; фундук (в
скорлупе) и желуди в корзинке; фундук очищенный; тарелочка под фундук;
скорлупа орехов; картинки с изображением грибов (белый, лисички, мухомор);
картинка с изображением лося; запись веселой детской музыки.
Для последней части занятия: картинка с изображением
дуба с желудями на ветвях; два глиняных кашпо с землей (в одном земля сухая и
твердая, в другом — сырая и рыхлая).
* **
Новый гость
Перед занятием, в отсутствие детей, посадите под клен
рыжую белочку, ей в лапки положите желудь.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нашего клена новый
гость. Кто же это?
Дети. Белочка.
Воспитатель. Здравствуй, белочка. Что ты здесь
делаешь?
Белочка. Под вашим кленом много листвы, в нее я прячу
свои запасы.
Воспитатель. Зачем тебе запасы?
Белочка. Скоро зима — самое холодное и голодное время
года, еды в лесу будет мало. К зиме надо хорошенько подготовиться, сделать
вкусные запасы.
Орехи да желуди
Воспитатель. Что же ты запасаешь, белочка?
Белочка. Желуди, их я нашла в лесу под дубом.
Воспитатель. Что ты еще любишь, белочка?
Белочка. Я очень люблю орехи. Я и вам гостинцы
принесла. Только вот беда, пока я до вас добиралась, желуди и орешки в моей
корзиночке перемешались. Вам-то я орешки несла, а так как мне в пути все время
желуди попадались, я их в ту же корзиночку складывала. Вот они и перепутались.
Помогите мне, пожалуйста, их разобрать: желуди — отдельно, орехи — отдельно.
Дети выполняют задание.
Спасибо вам, ребята. Орешки — для вас. Угощайтесь.
Воспитатель и дети. Спасибо тебе, белочка! Орешки
крепкие, как камешки. (Стучат орешком об орешек.) Белочка, как же добраться нам
до вкусных ядрышек?
Б е л о ч к а. А вы зубками щелк-щелк — скорлупа и
расколется.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, справятся наши
зубки с такими твердыми скорлупками?
Дети. Нет, они могут сломаться! Мы, люди, колоть орехи
можем только специальным приспособлением. Но его, к сожалению, у нас с собой
нет.
Белочка. Не расстраивайтесь, я разгрызу вам все
орешки, а вы пока поиграйте.
Воспитатель. Во что же нам поиграть? Белочка, во что
ты любишь играть?
Белочка. Я люблю прыгать. Это у нас, белок, лучше
всего получается.
Организуется подвижная игра «Веселые бельчата». Под
веселую музыку дети передвигаются прыжками по кругу друг за другом, врассыпную.
Отдыхают — ложатся на живот, затем на спину. (Во время игры помощник
воспитателя меняет неочищенные орешки на очищенные.)
Ваши орешки готовы, угощайтесь.
Дети. Спасибо, белочка, за угощение! Очень вкусно!
Воспитатель. Как же справилась белочка с такой твердой
скорлупой, как вы думаете? Какие у нее зубки?
Дети. Крепкие, острые.
Воспитатель. Вкусные у белочки запасы? Поможем ей сделать
кладовочку под нашим кленом?
Дети. Да.
Воспитатель. Достанет белочка зимой из кладовочки желудь
или орешек, съест его — голод утолит, и никакой мороз ей не страшен.
Воспитатель предлагает детям спрятать в листву, под
кленом, несколько желудей и орехов.
А еще все белочки очень любят грибы. Их они тоже
запасают на зиму.
Белкины запасы — грибы
Воспитатель. Какие же грибы любят белочки?
Перед детьми выставляются картинки с изображением
грибов: белых и лисичек.
Это ... белый гриб. Вспомните, почему он так
называется? Это ... лисички. Почему их так назвали? Белые, лисички — съедобные,
очень вкусные грибы. Не только белочки, но и люди их очень любят. Грибы эти
можно пожарить с картошкой, засолить в банках, сварить из них суп. Скажите, все
ли грибы в лесу можно есть?
Дети. Нет.
Воспитатель. Встречаются в лесу и несъедобные грибы.
Этот красивый гриб называется мухомор. (Выставляется картинка с изображением мухомора.)
Дети высказываются.
Вслушайтесь в его название, он так называется?
Дети высказываются.
мухомор. Как вы думаете, почему
Правильно, этот гриб и муху способен уморить. Как вы
думаете, съедобен он?
Дети. Людям мухоморы есть нельзя!
Белочка. А я про этот гриб одну интересную историю
знаю. Хотите послушать? Как-то раз собирали мы с ежиком в лесу грибы. Смотрим,
стоит на пригорке мухомор. Да такой красивый — глаз не оторвать! Залюбовались
мы им. Вдруг зашевелились кусты, и показалась большая голова с огромными рогами
и бородой. (Выставляется картинка с изображением лося.) Знаете, кто это был?
Дети. Лось.
Белочка. Подошел он к мухомору, понюхал его и,
представьте себе, съел! «Ты же отравишься, — закричал ему ежик, — выплюни
сейчас же!» Лось не спеша разжевал мухомор, проглотил его и только после этого
спокойно ответил: «Мой дед ел мухоморы, мой отец ел мухоморы, я ем мухоморы,
моя лосиха ест мухоморы и мои лосята едят мухоморы. Они для нас не ядовиты. Они
нам только на пользу». Сказал и пошел дальше, своею дорогой. Призадумались мы с
ежиком. Как же так? Мы-то думали, что мухомор лишь для красоты в лесу растет, а
оказалось, что одни им только любуются, а лосям он полезен. Вот какая история
произошла в лесу.
Дети. Спасибо тебе, белочка, за интересную историю.
Воспитатель. А сейчас пришла пора нам поиграть. Берем
корзины и идем в лес за грибами.
Под веселую, но спокойную музыку дети собирают белые и
лисички, любуются мухоморами.
Белочка. Хорошие у вашего клена веточки — тонкие, острые.
Я всю осень собирала в лесу грибы, накалывала их на веточки деревьев, чтобы
зимой полакомиться вкусными сушеными грибами.
Воспитатель. Белочка, хочешь, мы для тебя на ветвях
клена запасы грибов сделаем?
Белочка. Хочу, тогда у меня будут запасы и под кленом,
и на клене.
Воспитатель. Какие грибы ты больше всех любишь,
белочка?
Белочка. Больше всех я люблю сыроежки.
Воспитатель. Тогда мы сделаем для тебя запасы
сыроежек.
Белочка. Спасибо, друзья!
Воспитатель. Ребята, что же запасают белочки на зиму?
Где они прячут свои запасы?
Желудь — дуб
Воспитатель. Белочка подарила нам несколько желудей.
Где нашла она их?
Перед детьми выставляются желуди и картинка с
изображением дуба.
Д е т и. В лесу, под дубом.
Воспитатель. Желуди родились на ветвях дуба. Осенью
они созрели и упали на землю. Если желудь посадить в землю, то из него вырастит
дубок. Как вы думаете, в какой земле из желудя сможет вырасти дубок? (Перед
детьми — два глиняных кашпо с землей.) Почему?
Дети исследуют землю в обоих кашпо.
Только в сырой, рыхлой, мягкой земле из желудя сможет
вырасти дубок. Что надо делать для того, чтобы земля всегда была сырая и
рыхлая?
Дети. Поливать, рыхлить.
По мере роста фотографируйте или зарисовывайте
дубочек. Фото или рисунки пригодятся вам на занятии в средней группе.
Ручной труд. Белкины запасы
Воспитатель. Запасы каких грибов мы сделаем для
белочки? Перед детьми выставляется картинка с изображением сыроежек. Как вы
думаете, почему эти грибы так называются — сыроежки? Дети отвечают.
Эти грибы можно есть в сыром виде, но, честно говоря,
жареные они намного вкуснее.
Сыроежки можно сделать разными способами: нарисовать,
а потом вырезать; разукрасить трафарет; сделать аппликацию из цветной бумаги
(приклеить шляпку к ножке); сложить техникой оригами и пр. Сделайте грибы любым
доступным для ваших детей способом и прикрепите их к веткам клена,
В течение зимы, постепенно, снимайте по одному
грибочку — белочка съела. Так же убирайте желуди и орехи.