Программное содержание: познакомить дошкольников с
тем, что дерево является важным строительным материалом (из стволов деревьев
делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов
быта, сувениров; дерево — легкий, теплый материал, из него получаются удобные и
красивые предметы; дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты,
корабли; все предметы, изготовленные из дерева, надо беречь); познакомить
детей с богородской резной игрушкой.
Материал: коробка с различными, небольшими по размеру,
деревянными предметами (ложки, стаканчики, игрушки, карандаши, разделочные
доски, сувениры и пр.); спилы дерева, коряги, нераскрашенные ложки и другие
деревянные заготовки для изготовления сувениров; подборка фотографий и книг с
изображениями деревянных построек — домов, теремов, церквей (ансамбль Кижи),
скульптуры, фотографии с образцами оформления детских площадок, лодок, кораблей
и других крупных строений; орудия труда для починки предметов из дерева и
изготовления сувениров; таз с водой, вспомогательный деревянный материал; образцы
богородской резной игрушки.
Организация занятия. Воспитатель заранее готовит помещение—
в одном конце делает экспозицию фотографий богородской игрушки, в другом
размещает столы с оборудованием для изготовления сувениров, для починки игрушек
и предметов быта. Специально подбирает игрушки, предметы мебели, требующие
несложного ремонта. На занятие можно пригласить плотника, столяра, которые
помогут детям в ремонте.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель предлагает детям взять из
коробки по одному предмету, рассмотреть, определить, что это такое, для чего
используется, из чего сделано. Затем просит нескольких детей (5—6 человек)
показать свои предметы и рассказать о них, каждый раз подчеркивая, что предмет
красивый, приятный и теплый на ощупь, удобный для пользования.
В заключение воспитатель спрашивает, что общего между
всеми предметами, чем они похожи друг на друга. Подтверждает вывод, сделанный
детьми. Все эти предметы изготовлены из дерева.
Затем педагог коротко рассказывает, где берут
дерево-материал и что из него делают. Демонстрирует на вспомогательном
материале с помощью таза с водой, что дерево не тонет в воде.
2-я часть. Осмотр экспозиции фотографий. Воспитатель и
дети любуются красивой деревянной архитектурой. Воспитатель говорит о мастерах
и умельцах, которые могут строить из дерева замечательные дома, украшать их
резьбой; делать лодки, корабли; вырезать скульптуры и разные игрушки.
Рассказывая о Кижах, воспитатель подчеркивает, что замечательные церкви
построены без единого гвоздя, что это художественное достояние нашего
государства, ценность, которой может гордиться каждый российский ^человек. При
осмотре богородских игрушек дети пробуют их в движении.
3-я часть. Воспитатель предлагает обойти помещение
групповой комнаты, найти деревянные предметы, выяснить, какие из них требуют
ремонта. Поясняет, что деревянные вещи надо беречь, так как на их изготовление идет
живое дерево.
4-я часть. Одни дети делают сувениры, другие вместе со
взрослыми чинят игрушки, стульчики и прочие предметы.
Детям, которые взялись за изготовление сувениров,
воспитатель говорит, что их изделия можно будет подарить пожилым людям —
ветеранам войны, труженикам тыла, ведь скоро большой праздник — День Победы. |