Программное содержание: познакомить детей с разными
видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины,
бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей,
обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок
и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой:
старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные
игрушки можно делать из старой бумаги.
Материал: разные виды бумаги и изделия из нее, картонные
коробки, рулоны обоев; старые детские книги, предметы для их подклейки,
предметы изодеятельности; газеты.
Заранее организуется экспозиция разных видов бумаги и
бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части занятия.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель ведет детей на выставку бумаги.
При этом можно организовать игровую обучающую ситуацию: дети изображают
родителей, которые берут с собой детей — кукол, покупают билеты и посещают
выставку, а экскурсовод (воспитатель) знакомит их с экспозицией. «Родители»
могут купить для «дома» и для «детского сада» салфетки, обои для оклейки кукольной
комнаты, набор цветной бумаги для труда и т. п.
Экскурсовод рассказывает, что бумагу получают из
древесины спиленных деревьев, поэтому бумагу надо экономить. Обращает внимание
детей на качество разных видов бумаги: ватмана, мелованной, папиросной,
газетной, тетрадной. Демонстрирует, как салфетки хорошо впитывают воду,
насколько они мягкие. Дает возможность экскурсантам все потрогать, спрашивает
об их ощущениях.
На экспозиции упаковок педагог обращает внимание детей
на то, что рифленая бумага имеет низкое качество, но она очень нужна, например
для сохранности электрических ламп. Рассказывает, что во многих странах
экономно расходуют старую бумагу (макулатуру): ее собирают, перерабатывают и
получают новую, главным образом картон и бумагу для упаковок.
На экспозиции бумажных изделий представлены взрослые и
детские книги, альбомы для рисования, фотографии, марки, тетради. Экскурсовод
говорит о качестве бумаги в разных книгах.
Показывает хорошие издания. Подчеркивает, что такие
книги — художественная ценность, их надо особенно беречь, рассматривать
аккуратно, руки должны быть чистыми.
2-я часть. Экскурсовод приглашает экскурсантов
посетить «бумажный цех» по починке книг и изготовлению сувениров. Показывает,
что за одними столами желающие могут подклеить старые, но очень хорошие
детские книги; за другими — изготовить из бумаги игрушки, шапочки; за третьими
— сделать игрушки из упаковочного материала (бинокли, трубы подзорные,
фотоаппараты и др.), за четвертыми — на хорошем ватмане нарисовать картинки для
подарка, например, ветеранам войны и труженикам тыла — ведь скоро 9 Мая — День
Победы.
Дети рассаживаются за столы кто где захочет,
экскурсовод помогает им выбрать интересное дело, показывает приемы изготовления
игрушек. Тем, кто захочет рисовать картинки, воспитатель рекомендует
воспользоваться плотной бумагой. Просит сначала обдумать, что они хотят
рисовать, как расположат рисунок. Помогает спланировать рисунок и приступить к
работе.
Тем, кто делает фотоаппараты, бинокли, воспитатель
сообщает, что эти игрушки очень важны, так как скоро все дети пойдут на
экскурсию в лес, где эти предметы очень пригодятся, чтобы рассматривать и
фотографировать природу.
В конце занятия устраивается выставка детских изделий.
Воспитатель хвалит детей за мастерство, за бережное отношение к бумаге.
Говорит, что старые коробочки, трубочки могут еще послужить — из них можно
сделать интересные игрушки. Предлагает всю выставку оставить на 1—2 дня, чтобы
показать детям другой группы, родителям.
По прошествии этих дней дети забирают свои изделия.
|