Занятие 1.
Задачи: продолжать работу по ознакомлению детей с
качествами "мужественности", "женственности", развивать
экспрессивные способы самовыражения, повышать внутригрупповое доверие и
сплоченность детей группы.
Материал к занятию: листы бумаги, цветные карандаши.
Вводная часть.
Упражнение "Горячий стул".
В одной стороне комнаты стоит стул, в другой - дети, а
желающие по очереди занимают на нем место. Когда кто-то сидит на стуле,
остальные члены группы, подходя к нему сзади по одному, говорят ему шепотом:
"Больше всего мне в тебе нравится, что ты...", или "Ты лучше
всех, потому что...".
Упражнение "Чем мы похожи".
Дети группы стоят в кругу. Воспитатель по очереди
предлагает выйти в круг тем, у кого темные волосы, затем — у кого светлые
глаза, красные носочки и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не
окажутся в кругу.
Основная часть.
Упражнение "Эмблема".
На предыдущих занятиях дети ознакомились с уже
существующими представлениями о "мужественности",
"женственности" и выработали для себя собственные представления.
Воспитатель говорит о том, что пока они только говорили о том, какие качества
определяют мужественность и женственность, а следующее упражнение позволит
подойти к этим понятиям с другой стороны - детям предстоит нарисовать эмблему
"мужественности" или "женственности". Дети пытаются
самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на
обложках журналов, на двери группы, в которой только мальчики или только
девочки.
Процесс рисования занимает не более 10-15 мин. После
завершения работы дети рассматривают рисунки друг друга (для этого можно
ходить по групповой комнате как по выставочному залу) и рассказывают о том, что
они нарисовали. После ознакомления с результатами творчества других детей
воспитатель предлагает им разбиться на группы на основе сходства между рисунками.
Желательно, чтобы дети самостоятельно приняли решение о присоединении к
какой-либо группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что
общего в их рисунках.
Заключительная часть.
Игра "Хвасталки".
Детям предлагается по очереди говорить о себе все
самое хорошее (что умеют делать, какие качества считают в себе хорошими и
т.д.).
Занятие 2.
Задачи: помочь в осмысливании детьми своих качеств
"мужественности", "женственности", развивать положительный
образ Я-мальчика, Я-девочки.
Материал к занятию: корзинка с мелкими игрушками,
свеча.
Вводная часть.
Упражнение "Комплименты".
Воспитатель предлагает детям придумывать комплименты
друг для друга. Он передает по кругу зажженную свечу и говорит тому, кому
передает ее, самые лучшие слова. Начинает воспитатель: "Оля, у тебя очень
ласковые глазки"... Дети продолжают. Важно проследить, чтобы комплимент
был сказан каждому ребенку.
Основная часть.
Упражнение "Я хорошая девочка (хороший мальчик)...".
Цель: помочь мальчикам и девочкам осмыслить свои
положительные и отрицательные качества, поступки. Дети называют качества, которые
им нравятся в себе, они ими довольны; поступки, за которые их поощряют и от
которых они испытывают удовлетворение. В последующем, возможно, дети смогут
анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют им
беспокойство.
Упражнение "Лукошко".
У воспитателя корзинка с мелкими предметами,
количество которых превышает количество участников игры. Воспитатель ходит по
кругу с корзинкой. Дети, не заглядывая в нее, берут какой-то один предмет.
Когда все готовы, воспитатель предлагает каждому найти какую-нибудь связь между
этим предметом и понятиями "мужественности" или
"женственности". Рассказ мажет начинать воспитатель с целью показа
детям образца или ребенок, первым получивший игрушку. Например: "Мне
достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Все мальчики на земном
шаре..." или "Мне досталась куколка. У нее такое нарядное платье, у
нас в группе многие девочки тоже ходят в нарядных платьях, особенно в праздники"
и др.
Заключительная часть.
Игра "Кто я?"
Подготовка к этой игре проводится накануне.
Воспитатель предлагает некоторым детям придумать о себе загадку, которую
воспитатель записывает на листочке. Например: "Я мальчик (девочка). Я
люблю играть... Лучше всего я умею... Мое самое хорошее качество - это... Кто
я?" Воспитатель записывает загадки на листочках, складывает в красивую
коробку. На занятии воспитатель зачитывает загадки, а дети отгадывают, о ком
идет речь.
Занятие 3.
Задачи: расширять знания детей об основных качествах
мужественной или женственной личности, дать детям возможность оценить свои
качества как будущих мужчин или женщин, повышать самооценку и настроение.
Материал к занятию: мяч, набор опорных картинок,
символизирующих качества мужественности или женственности (смелость,
заботливость и т.д.).
Вводная часть.
Упражнение "Аплодисменты".
Участники сидят в кругу. Воспитатель просит встать
всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: "Я
самый смелый", "Я самая заботливая", "Я вчера защитил
малыша"... Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Основная часть.
Упражнение "Черты личности" (мужественной
или женственной).
Детям предлагается набор опорных картинок. Проговаривается
с детьми, какому качеству мужественной или женственной личности соответствует
та или иная картинка: для девочек - скромность, мягкость, сдержанность,
эмоциональность, способность жить сердцем, умение сочувствовать, уважение к
мальчикам, отзывчивость, терпеливость, заботливость, деликатность, нежность,
терпимость, заботливость, чуткость; для мальчиков - чувство долга,
ответственности и достоинства, энергичность, деловитость, уверенность,
потребность в достижении цели, смелость, ловкость, воля, сила, сдержанность,
рациональность мышления, внимательность, заботливость, воспитанность,
решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие,
уважение к девочкам. Игра проводится в два этапа. На первом этапе работа
проводится с демонстрационным материалом, а на втором - с раздаточным. В
первой части игры предлагают детям выбрать из всего набора изображения с
такими качествами, которые, на их взгляд, наиболее характерны для мужественной
или женственной личности. Во второй части игры детям предлагается назвать 2-3
качества, которые есть у них (стоя в кругу, по очереди).
Заключительная часть.
Игра "Принц, Принцесса".
Дети стоят в кругу. В центре круга стоит стул - это
трон.
- Кто сегодня будет Принцем (или Принцессой)?
Ребенок по желанию садится на трон, остальные дети,
стоя вокруг, говорят что-нибудь хорошее о нем.
Занятие 4.
Задачи: дать детям возможность выяснить, каких качеств
им пока еще не хватает, чтобы быть мужественной или женственной личностью, повышать
сплоченность группы.
Материал к занятию: мяч, прилавок для игры в магазин,
набор опорных картинок, символизирующих качества мужественности или женственности
(смелость, заботливость и т.д.).
Вводная часть.
Игра "Паровозик". Ведущий является
"паровозиком", который должен составить поезд из детей. Ребятам
отводится роль "вагончиков". "Паровозик" поочередно
подъезжает к каждому из вагончиков и знакомится с ним. При назывании имени
можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
- Я куколка Лена, а ты кто?
- А я красивый вагончик Саша.
- Поехали дальше вместе.
- Поехали. Дети едут за следующим
"вагончиком", и так до тех пор, пока не соберется целый веселый
поезд.
Основная часть.
Упражнение "Общий ритм". Дети стоят в кругу.
Воспитатель несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая
ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от
воспитателя ребенок делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно
создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все дети
группы по очереди. Повторить упражнение 2-3 раза. Модификация упражнения.
Воспитатель отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем
каждый ребенок по очереди ее повторяет (возможно, одновременное отбивание ритма
всей группой).
Упражнение "Волшебная лавка".
Воспитатель просит детей вспомнить те свойства
мальчиков и девочек, о которых уже говорили. Повторить их с детьми (дети
вспоминают): для девочек - скромность, мягкость, аккуратность, вежливость,
эмоциональность, умение сочувствовать, уважение к мальчикам, отзывчивость,
терпеливость, заботливость, нежность, чуткость; для мальчиков - чувство долга,
ответственность, достоинство, энергичность, деловитость, уверенность,
смелость, ловкость, сдержанность, внимательность, заботливость, решительность,
выдержка и настойчивость, трудолюбие, уважение к девочкам. Об этих качествах
дети говорили с воспитателем в упражнении "Черты личности". Можно
использовать тот же набор опорных картинок. Воспитатель выступает в роли
продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Дети по
очереди подходят к воспитателю. Каждый ребенок может приобрести одну или несколько
"вещей", которых у него нет, т.е. те качества, которые, по мнению
всей группы, важны для мужественной или женственной личности, но у ребенка пока
этого качества нет, и он хотел бы им обладать. Например, покупатель просит у
продавца "смелости". Продавец выясняет, сколько ему нужно
"смелости", зачем она ему, в каких случаях он хочет быть смелым. В
качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может
расплатиться "силой", которой у него с избытком.
Заключительная часть.
Игра "Мир без тебя".
Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать
собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, берутся за
руки. В центр выходит один ребенок -ему и будут предназначаться
слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую педагогом: "Мир был
бы без тебя не интересен, потому что ты...". Потом выходит другой ребенок,
третий и т.д.
Занятие 5.
Задачи: продолжать формировать у детей позитивное
отношение к себе и своей половой роли, развивать способность к самоанализу,
самопознанию и самовыражению с помощью метафорических средств.
Материал к занятию: листы бумаги, разделенные на три
части, набор опорных картинок, символизирующих качества мужественности или женственности
(смелость, заботливость и т.д.).
Вводная часть.
Игра "Мне в тебе нравится...". Дети встают
парами -мальчик и девочка - лицом друг к другу и говорят, что им нравится друг
в друге. Например: "Мне, Коля, нравится, что ты не обижаешь девочек. А
мне, Катя, нравится, что ты добрая, веселая девочка" и т.п. Воспитатель помогает
детям. Такое внимание к ребенку формирует у него позитивное отношение к себе.
Основная часть.
Игра "Превращения". Дети сидят в кругу.
Воспитатель предлагает им завершить следующие предложения: "Если бы я был
взрослым, то я был бы...", "Если бы я была взрослой, то я была
бы...", "Если бы я был рыцарем (воином, солдатом), то я бы...",
"Если бы я была принцессой, то я была бы...", "Если бы я был(а)
книгой для мальчиков (девочек), то я бы рассказал (а) им такую
сказку...", "Если бы я был(а) игрой для мальчиков (девочек), то со
мной можно было бы играть вот так..." и т.д. Все отвечают по кругу.
Игра "Мои достоинства".
Дети сидят в кругу. Воспитатель заводит разговор о
том, что у каждого из людей случаются приступы плохого настроения, когда
кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В
такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы,
способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться.
Воспитатель предлагает детям вспомнить об этом и сделать для себя такую
памятку, во время приступов плохого настроения чтение этой памятки придаст бодрости
и позволит оценивать себя более позитивно. Детям раздают листы бумаги,
разделенные на три части и предлагают заполнить рисунком каждую графу:
"Мои лучшие черты" (зарисовывают символы тех черт и особенностей
своего характера, которые им особенно нравятся и составляют их сильную
сторону), "Мои способности и таланты" зарисовывают способности и
таланты в любой сфере, которыми они могут гордиться), "Мои
достижения" (зарисовывают достижения в любой области). Воспитатель
предлагает детям по желанию "зачитать" свои памятки.
Заключительная часть.
Игра "Я молодец!".
Педагог предлагает детям сесть удобно, закрыть глаза,
сделать три глубоких вдоха и выдоха, а затем вспомнить свои самые хорошие
поступки. (Пауза - для воспоминаний). Воспитатель предлагает всем вместе, не
открывая глаз, сказать: "Я молодец! Я люблю себя!"
Занятие 6.
Задачи: повышать самооценку, позитивное принятие
ребенком себя, уверенность в себе, учить способам позитивного самовыражения и
самораскрытия, воспитывать желание сделать приятное другому.
Материал к занятию: кукла Фея Сказок, красивая
коробочка, листы бумаги, цветные карандаши.
Вводная часть.
Упражнение "На какого сказочного героя я
похож?" Для этого упражнения необходим мяч. Дети стоят в кругу.
Воспитатель держит в руках мяч и говорит, что дети будут передавать его по
кругу и выбирать сказочный персонаж или героя мультфильма на какого им кажется
они похожи. Например: "Маша, ты сказала, что я похожа на Русалочку, а на
самом деле я чувствую себя Дюймовочкой" или "Я считаю, что ты похожа
на лисичку, а ты как думаешь, на кого ты похожа?" и т.д. Желательно,
чтобы мяч побывал у каждого ребенка.
Основная часть. Игра "Пять добрых
слов-символов". Дети сидят вокруг столов по 5 человек. Каждый обводит
свою руку, на ладони воспитатель пишет имя. Лист пускают по кругу и другие
дети на каждом пальце рисуют символы хороших качеств: "Ты добрый",
"Ты смелый" и т.д. (использовать знакомые детям опорные картинки).
Воспитатель "читает" все надписи, а группа должна догадаться, кому
они предназначены. Эти листы с ладошками могут стать еще одной памяткой для
того дня, когда ребенок сделает опрометчивый поступок или у него будет плохое
настроение.
В качестве рекомендации. В свободное время
индивидуально воспитатель может обсудить с ребенком (или его родителями,
обратив их внимание на те позитивные качества, которые другие дети заметили в
их сыне или дочери) его памятку.
Заключительная часть. Игра "Мир без тебя"
(та же, что и в конце занятия 4, но говорят о детях, которые в предыдущий раз
не выходили в центр круга).
Занятие 7.
Задачи: дать возможность детям осознать себя и
увидеть, насколько его представления о себе соответствует тому, каким его видят
окружающие; повышать самоощущение и благополучие ребенка за счет получения поддержки
от группы.
Материал к занятию: красивая коробочка, листы бумаги,
разделенные на три части цветные карандаши.
Вводная часть.
Игра "Мое имя и Я". Каждому ребенку
придумывается качество, начинающееся с первой буквы его имени. Например, Лена -
ласковая, любознательная.
Упражнение "Это здорово!".
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: "Сейчас
кто-нибудь скажет о своем таланте, каком-нибудь умении, о любом своем
качестве. В ответ на каждое такое высказывание остальные дети отвечают:
"Это здорово!"
Основная часть.
Рисование "Какой Он (Она)?" Детям раздаются
листы бумаги, на котором они рисуют, отвечая на вопрос "Какой Он
(Она)?". На другом листе рисунок родителей. Накануне дома родители рисуют
портрет своего сына или дочери и рассказывают ему, что они хотели сказать о нем
(или о ней) своим рисунком. Третьим является рисунок ребенка из группы (дети
заранее рисовали друг друга). Ребенок рассказывает о себе по рисунку
родителей, а сверстник рассказывает о нем по тому рисунку, который он
нарисовал. Затем проводится обсуждение с детьми рисунков: "Удалось ли тебе
на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?".
В качестве рекомендации. Обсуждение можно продолжить в
любое свободное время, т.к. обо всех рассказать не удастся.
Заключительная часть.
Игра
"Найди свою пару" Девочки сидят на стульях, за ними стоят мальчики.
Перед одним из мальчиков (ведущим) свободное место. Он должен незаметно подать
сигнал (подмигнуть) девочке, которую хочет пригласить к себе. Она бежит и
занимает свободное место, если ее предыдущий партнер не заметил сигнала и не
удержал ее. Оставшийся без партнерши мальчик становится ведущим. Затем мальчики
и девочки меняются ролями. |