ЧТЕНИЕ ГЛАВ ИЗ ПОВЕСТИ А. П. ГАЙДАРА «ЧУК И ГЕК». ЛЕПКА «ЩЕНОК»
07.04.2012, 11:36
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев, изображать животных, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост); помочь осмыслить понятия «малая родина» и «Родина - родная страна»; воспитывать патриотизм; закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения А.Гайдара; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; с интересом участвует в обсуждении прочитанных глав повести; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр; с увлечением работает с пластилином по образцу и собственному замыслу. Материалы и оборудование: портрет А. Гайдара; иллюстрации и картинки с изображением щенка; глина; доска. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента. - Сегодня мы отправимся в интересное путешествие. Чтобы узнать, на чем мы поедем, вам надо отгадать загадку: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд.) - Скажите, кто из вас уже ездил на поезде? Кому нравится путешествовать на поезде? - На поезде вместе с нами поедут два брата Чук и Гек со своей мамой. Итак, сели удобно. Наш поезд отправляется в путь. 2. Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». - Послушайте отрывки из рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек». Подумайте, для чего Гайдар написал это произведение. - Кто главные герои этой повести? (Чук и Гек.) - Кто вам больше понравился? Каким был этот мальчик? - Дайте характеристику мальчикам. Чук на год старше Гека, запасливый, увлекался коллекционированием, несдержанный, хитрый, грубоватый, конфликтный и бестактный. Гек - 4-5 лет (на год моложе Чука), незапасливый, не увлекался коллекционированием, имел способности к пению, разиня, не терпел обид и оскорблений, честный. - Где живут мальчики? (В Москве.) - Место, где ты родился, где прошло твое детство, называется словом «родина». Москва - родина Чука и Гека. - Как описывает этот город писатель? («...Огромный город, лучше которого и нет на свете».) - Что вы можете рассказать о своем родном городе, селе? - Рассмотрите фотографии видов места жительства Чука и Гека. - Кто заботился о мальчиках, помогал им в трудную минуту? (Папа, мама, пассажиры поезда, ямщик, сторож с собакой.) - Почему они помогали? (Маленькие дети нуждаются в помощи.) - Что изменится, когда мальчики вырастут? (Вырастут и сами станут помощниками для других.) - Я знаю, что общество, в котором одни заботятся о других, называется семьей. А значит, жителей всей России можно назвать одной большой семьей. - Россия простирается на тысячи километров, в ней много городов, полей, много лесов, разных зверей в лесу. Вот в какой огромной стране жили Чук и Гек! - Кто самые главные в семье Чука и Гека? (Папа и мама.) - Почему? (Они работают, ведут хозяйство, воспитывают детей.) - Какая семья у Чука и Гека? - Ребята, давайте споем песню Гека из кинофильма «Чук и Гек» (реж. И. Лукинский): Мы в поезде ехали долго, Навстречу тянулись поля. Мы видели горы, мелькали озера – И все это наша земля. Припев: И где бы ты ни был, Всегда над тобой Московское небо С кремлевской звездой. Поедешь на север, Поедешь на юг – Везде тебя встретит Товарищ и друг. Моя Москва, Ты всем близка! Будь смелым и честным В работе своей – И всюду ты встретишь друзей! 3. Подвижная игра «Ежик и мыши». - Наш поезд делает остановку на лесной полянке, где нас встречают ежик и мышки. Давайте с ними поиграем. Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова: Бежит ежик - тупу-туп, Весь колючий, остер зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда? После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит: Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик - всюду тишь, Чу!.. Скребется в листьях мышь! Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит: Беги, беги, ежик, Не жалей ты ножек, Ты лови себе мышей, Не лови наших детей! Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз. Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры. 4. Лепка «Щенок». - Чтобы вернуться домой, надо выполнить последнее задание. Послушайте стихотворение Татьяны Шатских «Мой щенок». (Показывает игрушечного щенка.) Мой щенок такой смешной, Шустрый, звонкий, заводной. С ним играю и гуляю, Вместе с ним на кошек лаю. Дал щеночку молока Только он не ест пока. Просит, лёжа на скамейке: «Гав! Смените батарейки!» - Какой характер у этого щенка? - Почему ему надо сменить батарейки? - Рассмотрите игрушку - щенка. Расскажите о форме и положении частей тела щенка. Опишите их величину. - Давайте определим последовательность лепки щенка. (Сначала лепим туловище овальной формы, затем - круглую голову, 4 столбика - лапки, «колбаска» - хвост, маленькие круглые глазки и нос, треугольные или овальные уши.) - Подумайте, в какой позе каждый из вас будет лепить щенка. 5. Рефлексия. - Расположите вылепленные фигурки рядом и рассмотрите их: все ли вылепленные щенки с четырьмя лапами, хвостом, ушами, носом? Какой щенок самый веселый, какой самый большой или маленький? - И вот мы вернулись домой. На каком виде транспорта мы путешествовали? С кем познакомились во время путешествия?