ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. С. ЖИТКОВА «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ». ЛЕПКА КУВШИНЧИКА ИЗ ЦЕЛОГО КУСКА ГЛИНЫ
26.01.2012, 18:47
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: развивать умение выполнять пересказ содержания отрывка художественного текста; формировать нравственные убеждения; учить детей лепить кувшин (из комка глины в форме шара) с высоким горлышком, используя приемы оттягивания, вдавливания; сглаживать поверхность при помощи смоченных в воде пальцев; воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме, сопереживание герою произведения. Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, восхищение) при прочтении стихотворения О. Росс «О гномах», литературного произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; способен рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в подвижной игре; с увлечением работает с пластилином по образцу и собственному замыслу (лепка кувшинчика). Материалы и оборудование: потрет автора; книги Б. С. Житкова; глина; 3-4 разных, но близких по форме небольших кувшинчика; выставка керамических изделий. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. - Послушайте стихотворение Ольги Росс «О гномах». Тихий, ласковый, теплый уют: Гномики маленькие здесь живут. Пряжу прядут, пироги пекут, Вяжут носки и тихонько поют. На маленьких коечках спят по ночам, Распущены волосы по плечам, Сверчкам в их оставленных колпачках На стенке ходики в такт стучат. - Посмотрите, какие сказочные герои сегодня у нас в гостях. Это гномы, Назовите мультфильмы и сказки, в которых живут гномы. - Почему-то гномы грустные, давайте им поднимем настроение. А для этого познакомимся с произведением, в котором тоже идет рассказ про сказочных человечков. 2. Чтение отрывков произведений Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». - Рассмотрите портрет Бориса Степановича Житкова, иллюстрации в его книгах. Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером- судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком, и его знания помогли ему стать писателем. С 1924 года Житков начал печататься и постепенно «ушел» в детскую литературу. В книгах «Морские истории», «Что бывало», «Рассказы про живот¬ных» писателя четко видны добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность. - Объясните значение слов, которые встретятся в произведении. Корма - задняя часть судна. Сени - в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Модель - образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. 3. Беседа. - Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ? - От чьего имени идет повествование? (От имени мальчика Бори) - Назовите предмет обожания Бори. - Как выглядит пароходик? - Почему бабушка дорожила пароходиком? (Пароходик - памятная вещь; вещь, которой до¬рожат, называется реликвия.) - Какой разговор идет между бабушкой и Борей? - Как бабушка разговаривает с внуком? - А внук? - Кто сможет сыграть эти роли? Давайте инсценируем диалог бабушки и Бори. - Каким представляет Боря настоящий пароход? - Каким вы представляете героя? (Фантазер, исследователь.) - Чем заканчивается история? - Слышал ли Боря какие-то звуки? - Как Боря узнал, что внутри тихо? - Где он взял нож и для чего? - Легко ли ему было поднять палубу? - Как поступил Боря? - С какой целью он это сделал? - Увидел ли он кого-либо? - Как чувствует себя Боря после происшедшего? Когда у героя был восторг, а когда - печаль? - Как и почему изменилось настроение? - Зачем автор написал рассказ? - Что посоветуем герою? Прочтите пословицу «Дал слово - держись, а не давши - крепись». (Не нарушать данное слово.) 4. Подвижная игра «Журавли-журавли». В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни «Журавли-журавли, изви¬вайтесь, как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д. Правила игры. Упражнения выполняются во всевозрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова. 5. Лепка кувшинчика. - Какая памятная вещь была у бабушки из произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»? - Памятную вещь можно сделать своими руками. Давайте вылепим из глины кувшинчик в подарок гномам. Рассмотрите разные кувшинчики. - Опишите их форму. Давайте вылепим любой кувшинчик на выбор. - Вспомните приемы лепки и приемы сглаживания поверхности. 6. Рефлексия. - Рассмотрите поделки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор. - Посмотрите, наши гости - гномы улыбаются! Все они получили прекрасные кувшинчики в подарок. А теперь проводим наших гостей.