Программные задачи: дать детям элементарное
представление о понятиях «овощи» и «фрукты». Способствовать появлению в
словаре детей этих понятий; стимулировать использование детьми в активной речи
прилагательных и глаголов. Побуждать к повторению развернутых предложений за
взрослым; воспитывать отзывчивость и доброту.
Материалы и пособия: игрушки белочка и заяц; две
корзинки; изображения для фланелеграфа: дерево с гнездом белки, кустик, огород
и на нем съемные изображения капусты, моркови, свеклы, огурцов; деревья со
съемными плодами (яблоня, груша, слива).
Ход занятия
(Дети сидят перед фланелеграфом.)
Жили-были зайчик и белочка. Зайчик был какой? (белый,
пушистый, ушки длинные, хвостик маленький). Зайчик жил под кустиком. А на
дереве жила белочка. Она была какая? (рыжая, пушистая, ушки маленькие, хвостик
большой и пушистый). Белочка очень любила прыгать по деревьям.
У зайчика был огород. Там росли (выставляю, дети
называют): капуста, морковь, свекла, огурцы. Зайчик называл это «овощи». А у
белочки на деревьях был сад. И там росли (выставляю, дети называют): яблоки,
груши, сливы. Белочка называла это «фрукты».
Каждое утро зайчик брал леечку и поливал свои овощи.
Какие? (ответы детей). Как поливал? (с-с-с). Белочка тоже ухаживала за своими
фруктами. Какими? (ответы детей). А потом зайчик и белочка вместе играли.
Давайте и мы с вами тоже поиграем.
Игра «Мои ладошки».
Наступила осень. Пришла пора собирать урожай. Белочка
и зайчик помогали друг другу. Сначала решили собрать овощи в огороде. Давайте
и мы поможем зайчику. Иди, Таня. Что ты взяла? Да, это капуста. Положи ее зайчику
в корзину. (Таким образом дети помогают собрать урожай, называют овощ и кладут
его в корзину.)
Потом зайчик стал помогать белочке. И мы поможем.
(Аналогично собираем фрукты.) Посмотрели зайчик и белочка в свои корзинки,
порадовались. Что собрал в корзинку зайчик? (овощи). Какие? (ответ детей). Что
собрала белочка? (фрукты). Какие? Порадовались белочка и зайчик и пошли
приглашать к себе гостей.
Мы поможем
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию
речи
Программные задачи: способствовать появлению в словаре
детей обобщающих понятий «овощи», «фрукты». Учить называть цвет и форму предмета;
активизировать в речи детей глаголы и прилагательные. Способствовать развитию
артикуляционного аппарата; воспитывать чувство симпатии к окружающим.
Материалы и пособия: зайчик, белочка, корзинки. Овощи
и фрукты из занятия «Что где растет?», а также кастрюля и кувшин.
Ход занятия
Сегодня к нам снова пришли наши друзья. Кто это? (Дети
называют п описывают животных с помощью воспитателя.) Они пригласили к себе гостей
и хотят их угостить компотом и супом. Зайчик хочет сварить суп. Он приготовил
для супа кастрюлю. А белочка будет варить компот и нальет его в кувшин. Давайте
поможем зверюшкам.
Они принесли с собой корзинки. Посмотрим, что в них.
Что у зайчика? (выкладываю). Капуста, морковь, свекла, огурцы. Все это овощи.
Где зайчик их взял? Да, на огороде. А что в корзине у белочки? (выкладываю).
Яблоки, груши, сливы. Это фрукты. Где белочка их взяла? Верно, в саду на
деревьях
Итак, зайчик и белочка будут готовить угощение для
гостей. А мы с вами помогать. Давайте посмотрим, что нужно положить в суп. В
суп кладут овощи. Что ты, Алеша, взял? Да, капусту. Какого она цвета? Большая
или маленькая? Кто принес капусту? Зайка. Где он ее взял? Верно, капуста
растет на огороде. Это овощ. Положим ее в суп. (Таким образом рассматриваются и
раскладываются все овощи и фрукты.)
А теперь давайте варить (движения пальчиков):
налили водичку;
посолили;
помешали;
налили в тарелку;
попробовали.
Вкусно? Будем угощать кукол. |