Виды детской деятельности: игровая, продуктивная,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: познакомить с признаками и разнообразием рыб; учить
определять принадлежность животного к своей группе, выражать свои впечатления
от новогоднего празднику, красиво располагать изображения на листе бумаги;
прививать любовь ко всему живому; рисовать один, два и более предметов,
объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции
предметов, их характерные особенности; развивать воображение, творчество, самостоятельность,
музыкальный слух и певческие навыки, умение по ритму определять знакомые
мелодии и песенки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу,
высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с
педагогом и сверстниками в решении игровых, творческо-музыкальных и
познавательных задач; интересуется изобразительной детской деятельностью
(рисование по теме «Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике»).
Материалы и оборудование: фотографии морских и речных
рыб; бумага любого бледного тона разного формата, акварельные краски, белила,
палитры, «Определи по ритму» (муз. Н. Г. Кононовой).
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на
корабле. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и
интересного.
- Ребята, а где плавает корабль, как вы думаете? (По океану, на море, реке.)
- Правильно, по водным просторам. Мы будем путешествовать
по воде и исследовать водных обитателей. Каких обитателей водоемов вы знаете? (Ответы детей.) Вот как удивителен подводный
мир. О ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть - не говорю. (Рыба.)
- Что вы знаете о рыбах? А хотите узнать еще больше об
этих обитателях подводного мира?
2. Беседа-рассказ «Какие они — рыбы?».
- Ребята, кто такие рыбы? (Животные.)
- Что имеют практически все рыбы? (Позвоночник.)
- Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)
- Как рыбы дышат? (Жабрами.)
Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.)
- Ребята, а где живут рыбы? (В море, аквариуме, реке, озере, пруде.)
- Как называются рыбы, живущие в море? (Морские.)
- Как называются рыбы, которые живут в пресных водоемах? (Пресноводные.)
- Как мы называем рыб, которые живут в аквариуме? (Аквариумные.)
- Прежде чем приступить к исследованиям в группах,
давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы и назовем
части ее тела.
Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне
устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком,
который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский
правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в
школах, детских садах, офисах. Аквариумные рыбки очень красивы.
На земле много водоемов с пресной водой - реки, озера,
пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. Щука -
хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Может весить
до 12~кг.
Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более
25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные рыбы - это морские. Известно
более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники. Они питаются другими
животными, могут нападать на людей. Скелет акул состоит из хрящей. У акул есть
чешуя, но не такая, как у большинства рыб. Чешуя акул жесткая, как наждачная
бумага. У акул мощные челюсти с несколькими рядами зубов. Акулы очень быстро
плавают.
3. Игра «Найди дом для рыбки».
- Догадайтесь, о какой рыбе идет речь, и положите кружок
(построить дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная - зеленый кружок,
если морская - синий.
Педагог читает
загадки.
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом.)
- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень
толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала.)
- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на
мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под
цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы
засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш.)
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов.
Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука.)
- Щука - одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
- Акулы — отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их
пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на
месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы - самые большие
рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь.)
- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень
колючей чешуей.
Физкультминутка
Рыбы весело резвятся
В чистой тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами.)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Присели, подогнули
головки к коленям - «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками.)
- Что общего у всех рыб? (Строение, среда обитания.)
- Строение у разных рыб одинаково?
-Чем отличаются рыбы? (Окраской,
размером, формой туловища, плавников, хвоста.)
4. Работа над развитием музыкальных навыков. «Определи по
ритму» (Н. Г. Кононова).
- Рыбы не умеют говорить, петь, а у нас с вами это хорошо
получается. Напойте знакомые песенки. (Дети по желанию поют.) А теперь
определите песенку по ритмическому рисунку, который я прохлопаю. (Прохлопывает ритм 1-2 фраз хорошо известных
детям мелодий.) Слушайте мелодию и подпевайте.
Проводится игра
«Определи по слуху».
5. Практическая работа-рисование по теме «Что мне больше
всего понравилось на новогоднем празднике».
- Почему дети так любят и ждут новогодний праздник?
- Что было интересного на празднике ёлки?
- Что вам понравилось, запомнилось?
- Кто что хотел бы нарисовать о своих впечатлениях об
этом самом весёлом празднике?
- Приступайте к работе.
- Как лучше нарисовать задуманное?
6. Рефлексия.
- Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее
интересные. |