Программное содержание: дать детям первоначальные
знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и
грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и
краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами; познакомить
детей с произведениями искусства — картинами и репродукциями на тему осеннего
леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.
Материал: набор деревьев и кустарников для настольного
театра или фланелеграфа (2—3 ели, 1—2 сосны, 4—5 лиственных деревьев, в том
числе такие, которые растут на участке детского сада; лещина (орешник) — 1 —
2, бузина — 1 — 2, малина); грибы (белые, подберезовики, опята на пеньке,
мухоморы); муляжи или картинки с изображениями ягод (земляника, черника,
малина); кукла Красная Шапочка; картины или репродукции на тему «Осень» — 3—4
шт.
Организация. Дети сидят полукругом, воспитатель на
столе или фланелеграфе выставляет фигурки растений. Картины висят в другом
помещении (спальне, раздевалке) — это экспозиция выставки.
Ход занятия
1-я часть. В группу «приходит» Красная Шапочка с
корзинкой, в которой лежат картинки с изображениями лесных ягод или муляжи.
Воспитатель здоровается с куклой, говорит ей ласковые слова, радуется, что она
пришла. Предлагает детям сесть на стулья, а Красную Шапочку сажает рядом с
собой.
«Дети, я сегодня вам буду рассказывать про лес, а
Красная Шапочка мне поможет — ведь она все время ходит к бабушке лесом и знает
все, что в нем происходит. Но сначала скажите, дети: бывали ли вы в лесу? Что
вы там делали? Что в лесу есть? А мы с Красной Шапочкой будем вас слушать».
Дети рассказывают, а воспитатель от лица куклы
реагирует на их высказывания (комментирует, удивляется, уточняет и т. п.).
Затем воспитатель сам рассказывает про лес и
одновременно составляет его наглядную модель на столе или фланелеграфе: «Лес
бывает за городом или за деревней. В лесу нет никаких домов, там растут разные
деревья, кустарники. Их очень много. Красная Шапочка, я правильно говорю? Ведь
дом твоей бабушки находится не в лесу, а за лесом, на краю деревни? (Кукла подтверждает,
добавляет, что в лесу всегда тихо и темно, потому что деревьев много, они
высокие, смыкаются своими вершинами и солнце совсем не пропускают.) Лес очень большой,
по нему можно долго идти и в нем можно заблудиться. Это только Красная Шапочка
такая смелая, что не боится одна ходить через лес к своей бабушке».
Воспитатель показывает детям деревья, называет их (или
спрашивает названия у них), затем составляет лесное пространство: «Дети, вот
так может выглядеть лес. Это смешанный лес — в нем растут разные деревья: и
ели, и сосны, и березы, и другие деревья с листьями». Красная Шапочка
добавляет: «По опушке, т. е. по краю леса, растут разные цветы, а вот в глубине
леса цветов совсем нет, потому что там темно. Особенно темно там, где растет
много елей».
Затем воспитатель говорит о кустарниках, ставит их,
поясняет, что орешник и бузина — высокие кусты, а малина — пониже. Красная
Шапочка добавляет: «Когда я иду к бабушке, я всегда собираю малину с кустов.
Эти ягоды я могу достать. А вот орехи собрать у меня не получается — уж очень
высоко они растут». Воспитатель продолжает: «Вот как раз сейчас настоящий лес
выглядит нарядно, празднично, он покрыт золотым ковром из листьев. Лес очень
красив, и многие люди ходят любоваться этой красотой, дышать лесным воздухом,
очень полезным для здоровья. Сейчас мы с вами пойдем на нашу выставку картин.
На них изображен осенний лес. Эти картины написали художники. Красная Шапочка,
пойдем с нами».
2-я часть. Посещение выставки. Воспитатель привлекает
внимание детей к картинам, говорит о своих чувствах, переживаниях. Предлагает
детям самим рассмотреть картины. Затем спрашивает, кому какая больше всего
понравилась. Не забывает обращаться и к Красной Шапочке. Выбирает подходящий момент
и выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень».
... Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы...
Можно прочитать детям стихотворение А. К. Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Прочитав стихи, воспитатель не объясняет непонятные
детям слова, а только выражает свои чувства: «Красивые стихи написали поэты
про осень! Вам они понравились?»
После занятия воспитатель оставляет в группе до конца
дня и картины, и куклу, чтобы дети имели возможность самостоятельно их
рассмотреть, поиграть с Красной Шапочкой.
На этой же неделе воспитатель читает детям рассказ Е.
Чарушина «Воробей», обсуждает с ними содержание, рассматривает иллюстрации в
книге. Напоминает, что Е. Чарушин не только писал рассказы, но и рисовал к ним
картинки. На участке во время прогулки воспитатель предлагает детям понаблюдать
за птицами, отыскать среди них воробьев. Вместе вспоминают, что написал про
воробьев Е. Чарушин. |