Цикл моих занятий предназначен для обучения детей
младшего дошкольного возраста (3-4 года). Он включает 18 подробных конспектов
комплексных занятий, посвященных изучению тех лексических тем, которые
необходимо знать ребенку данного возраста. После каждого занятия предложены
игры и задания для закрепления материала. Большинство описанных игр могут
провести в домашних условиях родители, стремящиеся к всестороннему развитию
своих малышей. Основная задача комплексных занятий — углубление и
систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего
мира. Каждое занятие включает разнообразные виды деятельности: развитие речи,
совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических
представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов
(внимания, памяти и мышления).
Для детей младшего дошкольного возраста очень важно
развитие сенсорных навыков: умение различать и называть разные цвета, формы,
величину предметов, отличать предметы на ощупь, продукты на вкус, цветы по
запаху и т. п. Также в книге уделяется большое внимание развитию основных видов
движений — общих, мелких и артикуляционных. Дети обучаются координации речи с
движением.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального
развития малыша являются игры с пальчиками и ручной труд. На кончиках пальцев
расположено огромное количество нервных окончаний. Информация от них постоянно
передается в мозг ребенка, оказывая на него стимулирующее воздействие. Когда
малыши повторяют вслед за взрослым слова стихотворения и одновременно с
помощью движений пальчиков иллюстрируют их, то не только улучшается подвижность
пальчиков, но и активизируется мозговая деятельность. Кроме того, в занятия
включены задания по рисованию, аппликации, которые также способствуют развитию
мелкой моторики пальцев рук.
Развитие подвижности органов артикуляции — необходимое
условие формирования правильного звукопроизношения, поэтому в комплексные
занятия входит много занимательных упражнений для развития подвижности губ,
щек и языка детей. Большое внимание уделяется формированию общих речевых
навыков — дыхание, голос, темп речи и ее интонационная выразительность. Важным
разделом развития речи является формирование у детей слухового внимания и
памяти, а на его основе фонематического слуха. Поэтому в конспектах занятий
приводятся игры и задания по развитию чувства ритма (чтение стихов под шаг или
отхлопывание ритма короткой фразы), по различению близких по звучанию слов,
звукоподражаний и отдельных звуков. Детям предлагается на слух отличить слова
«мишка» и «мышка», «Коля» и «Оля», «ух» и «бух», звуки [с] и [з].
Постепенно от занятия к занятию расширяется словарный
запас детей за счет новых существительных, глаголов, имен прилагательных и
наречий. Дети учатся согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже,
образовывать новые формы слов. Ряд заданий развивает связную речь детей,
стимулируя их рассказывать о каких-либо событиях из своей жизни, описывать
предметы, составлять коллективный рассказ по картинкам, разучивать и
декламировать стихи.
В каждом занятии детям предлагаются считалки и
упражнения, обучающие малышей счету в пределах пяти; проводятся развивающие
игры, направленные на развитие интеллекта малышей — загадки, игры-шутки,
задания на сравнение и классификацию.
Комплексные занятия предусматривают частую смену видов
учебной деятельности, так как лишь таким способом возможно удерживать внимание
ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для
поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся
физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.
Каждое занятие строится по одной сюжетной линии, то
есть все игры и задания, входящие в занятие, взаимосвязаны и вытекают одно из
другого. Поэтому занятие становится увлекательным путешествием или
игрой-знакомством с каким-либо персонажем. На занятиях используются сюжетные и
предметные картинки, необычные пособия, большое количество рифмовок. Все это
обеспечивает живой интерес детей к учебной деятельности.
Взрослому, проводящему занятия с детьми 3-4 лет,
следует как можно чаще хвалить малышей, как от своего имени, так и от имени
игрушечных персонажей, используемых на занятии. Как показывает опыт работы с
детьми младшего возраста, разумно предлагать малышам однотипные игры по всем
лексическим темам. Это позволяет лучше закреплять лексико-грамматические
навыки, развивать внимание и память детей, не тратя лишнего времени на
ознакомление с правилами игры. Педагогам, работающим с детьми младшего
дошкольного возраста, можно порекомендовать изготовить следующие обучающие
пособия по разным лексическим темам: «Парные картинки», «Лото», «Домино»,
«Наложенные контуры», «Найди такой же», «Найди непохожий», «Узнай по части»,
«Что изменилось?», «Узнай по тени», «Силуэт и контур», «Разрезные картинки»,
«Подбери по цвету (форме, величине)», «Загадки в конвертах», «Четвертый
лишний», «Один и много», «Большой и маленький», «Один, два и пять».
Перед каждым занятием необходимо провести
подготовительную работу, благодаря которой дети получают начальные знания по изучаемой
теме. Углубление и закрепление этих знаний осуществляется на самом занятии,
проводимом в увлекательной для детей игровой форме. После занятия в свободное
время малышам предлагаются игровые упражнения, выполняя которые дошкольники
опираются на недавно полученные знания и умения. В заключительную часть, по
усмотрению педагога, могут быть включены отдельные игры и задания из занятия,
которые детьми были усвоены недостаточно.
Таким образом, материал, предлагаемый в комплексных
занятиях, а также в их предварительных и заключительных частях, может
отрабатываться педагогом в течение всего учебного времени, отведенного для
изучения данной лексической темы.
На сайте представлен годичный цикл занятий.
Продолжительность каждого занятия около 15 минут. Проводить их лучше в утренние
часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятия рассчитаны на
подгруппу детей из 4-5 человек. Занятия должны проходить по возможности
эмоционально и динамично.
Планирование комплексных занятий
№
|
Месяц
|
Неделя
|
Лексическая тема
|
Занятие
|
1
|
Сентябрь
|
1-2
|
Семья
|
«Дружная семья»
|
2
|
Сентябрь
|
3-4
|
Части тела и лица
|
« Мишка-топтыжка »
|
3
|
Октябрь
|
1-2
|
Осень
|
«Осень, осень, листопад...»
|
4
|
Октябрь
|
3-4
|
Фрукты
|
«Фруктовый сад»
|
5
|
Ноябрь
|
1-2
|
Овощи
|
«На подмогу — в огород»
|
б
|
Ноябрь
|
3-4
|
Игрушки
|
«Любимые игрушки»
|
7
|
Декабрь
|
1-2
|
Зима, зимние забавы
|
«Тихо, тихо, снег идет...»
|
8
|
Декабрь
|
3-4
|
Новогодний праздник
|
«Новогодние загадки»
|
9
|
Январь
|
2-3
|
Одежда
|
«Идет Маша на прогулку»
|
10
|
Январь Февраль
|
4 1
|
Посуда
|
«Приглашение к обеду»
|
11
|
Февраль
|
2-3
|
Домашние животные
|
«Наши помощники»
|
12
|
Февраль Март
|
4 1
|
Дикие животные
|
«В лесу»
|
13
|
Март
|
2
|
Мамин день
|
«Мамочка моя»
|
14
|
Март
|
3-4
|
Весна
|
«На солнечной полянке»
|
15
|
Апрель
|
1-2
|
Мебель
|
«Наведем порядок в доме»
|
16
|
Апрель
|
3-4
|
Транспорт
|
«Едем, плаваем, летаем»
|
17
|
Май
|
1-2
|
Цветы, насекомые
|
«На лугу-лужочке расцвели цветочки»
|
18
|
Май
|
3-4
|
Лето
|
«Летняя прогулка»
|
|