ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА. РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «САЛЮТ НАД ГОРОДОМ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА ПОБЕДЫ»
16.01.2012, 22:22
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цель: помочь установить связи между цветением растений и погодой в разные периоды весны; учить отражать в рисунке впечатления от праздника Побед; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или Кремлевскую башню, а вверху салют, формировать умение давать образную оценку рисунков; развивать художественное творчество, эстетическое восприятие; закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения «Дружат дети всей земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Д. Викторова); интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Салют над городом в честь праздника Победы»). Материалы и оборудование: рисунки с изображением первоцветов, березы, ивы, орешника и т. д.; загадки про растения; бумага темно-серая или синяя, гуашь (белила), палитры. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. - Почему подснежники зацветают ранней весной? - После зимнего покоя самыми первыми пробуждаются многолетние травы. Стоит солнышку только пригреть где-нибудь на проталинке землю, как тут же появляются побеги и даже цветки нетерпеливой травки. Такие растения называют первоцветами, или подснежниками. Для зацветания подснежникам нужно совсем немного тепла. - Почему ранней весной появляются шмели и бабочки? Какая связь существует между ними и подснежниками? - Цветки подснежников первыми кормят шмелей, пчел и других ранних весенних насекомых. Питаясь сладким соком (нектаром), шмели опыляют подснежники. Вот так в природе все взаимосвязано: проталины - почва - первоцветы - шмели, - Отгадайте загадку: Его отца схватил Лимон, В темницу бросил папу он... Редиска - мальчика подруга, Не бросила в беде той друга И помогла освободиться Отцу героя из темницы. И знает каждый без сомнений, Героя этих приключений, (Чиполлино.) - Давайте с Чиполлино и его другом Графом Вишенкой отправимся в страну «Плодовые растения», куда они нас приглашают. 2. Рассказывание о цветущих растениях. - Растения, которые цветут до распускания листьев, называют раннецветущими. Пыльцу цветущих берез, ив разносит ветер, и листья не мешают пыльце разлетаться на большие расстояния. На голых прутиках орешника тоже распустились первые цветки. Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют сережками. Правда, на сережки они не очень-то похожи. Качнешь такой хвостик - из него вылетит облачко пыльцы. На тех же веточках орешника есть и дру¬гие цветки. Они сидят парочками или по три, их можно принять за почки, только из верхушки каждой «почки» высунулось по паре ярко-розовых ниточек - язычков. Это рыльца, они ловят пыльцу, летящую по ветру. Отцветет орешник, отвалятся сережки, засохнут розовые ниточки странных цветов-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех, - Много есть цветущих растений. Анютины глазки, пастушья сумка, ярутка, мокрица, ромашка. Весенние ли это цветы? Они от зимы не прятались, встретили ее отважно - в полном цвету. Зима их укутала своим белым снежным одеялом. И как только над ними вместо снежного покрова вновь показалось голубое небо, они очнулись. И те самые бутоны, которые мы видели на стеблях осенью, глядят на нас сейчас из травы цветочками. Под деревьями и кустами, невысоко над землею, уже давно светятся желтые звездочки гуси¬ного лука. Они появились, когда деревья были еще голые, и яркие лучи солнца свободно дости¬гали земли. Рядом с луком расцвела хохлатка. Их дом - в подземном мире. На земле эти растения только гости. Рассеяв семена, они бесследно исчезнут. Все лето, осень и зиму в земле будут по¬коиться маленькая луковица и круглый клубенек. На болоте тоже растаял снег, между кочками выступила вода. А под кочками белеют сереб¬ристые кисточки, качаясь на гладких зеленых стебельках. Сорвешь такую кисточку, раздвинешь пушок, а там между белыми шелковистыми волосками виднеются желтые тычинки и тонкие ни¬точки-рыльца. Так цветет пушица, а волоски у цветков для тепла - ведь ночи еще так холодны. Пригрело солнышко, освободились от снега пригорки, и вдруг появился волшебной красоты цветок. Это сон-трава, или прострел. Растение ядовито, люди и животные, пожевав корень, впадают в глубокий сон. Сон-травы становится все меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого вида строго запрещен. Весна - очень важное время для всех растений. Все они пробудились от зимнего покоя, спешат расти. - Отгадайте загадки: • Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунет ветерок - остался стебелек. (Одуванчик.) • Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.) • Белый лепесток, посредине - желток. (Ромашка.) • Там, на грядке, яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан.) - Где встречается мать-и-мачеха? - Почему у этого цветка такое странное название? - Рассмотрите и назовите фрукты, которые лежат на столе. (Яблоки, груши, сливы.) - «Фрукты» - это общее название. Найдите общий признак всех фруктов. (Это сочные плоды растений.) Плодовые культуры (многолетники) Семечковые: Косточковые: Ягодные: яблоня вишня смородина груша слива крыжовник айва черешня ежевика рябина абрикос земляника боярышник персик - Растения, сочные плоды которых мы едим, называются плодовыми культурами. Приведите примеры плодовых культур. - Плоды (фрукты) не только очень вкусные, но и полезные, содержат много питательных ве¬ществ и витаминов, необходимых для сохранения здоровья. - Сравните по рисункам плоды диких и культурных растений груши, яблони. (У диких - плод мелкий.) - Плодовые культуры произошли от диких в результате многолетнего труда (селекции). Выращиванием плодовых культур занимается плодоводство - отрасль растениеводства в сельском хозяйстве. Люди ухаживают за плодовыми растениями: обрезают весной ненужные, сухие ветки, обрабатывают ядохимикатами, чтобы плоды не ели гусеницы. Весной очень красиво в саду, особенно сильный аромат стоит в воздухе рано утром. 3. Танец. «Дружат дети всей земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Д. Викторова). 4. Рисование на тему «Салют над городом в честь праздника Победы». - Давайте нарисуем праздничный салют в честь праздника Победы, Расскажите, как красиво взлетают вверх огни салюта, вычерчивая нити и образуя разноцветные сверкающие россыпи. - Покажите руками направление полета огней салюта. - Продумайте композицию и нарисуйте салют над городом: над домами или кремлевской башней. 5. Рефлексия. - Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные работы.