Предварительная работа. Поручите родителям поговорить
с детьми о составе своей семьи. Пусть они обсудят с ребенком, сколько взрослых
и детей в их семье. При этом родителям важно помнить, что семьей мы называем
только тех людей, которые живут вместе в одном доме (квартире). Малышу
необходимо знать всех членов своей семьи по имени: маму, папу, а также, если
есть — брата, сестру, дедушку и бабушку.
Проведите с детьми занятие по рисованию «Моя семья».
Для этого раздайте одинаковые картинки и попросите раскрасить цветными
карандашами фигурки только тех людей, которые живут с ребенком в одном доме.
Предварительно обсудите с детьми, кого символизирует та или иная фигурка на
рисунке-схеме (по порядку слева направо — мама, папа, сестра, брат, бабушка,
дедушка).
Чему учим детей:
— даем понятие о семье;
—вводим в активный словарь детей имена существительные
(семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок), имена
прилагательные (верхний, нижний);
—употреблять в речи имена существительные в дательном
падеже (игра «Кто что делает?»), активизируем глагольный словарь;
— стимулируем детей рассказывать о своей семье;
— развиваем основные виды моторики: общую и мелкую,
учим координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;
— развиваем зрительное и слуховое внимание и память,
формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию имена—Оля и Коля);
— считать до пяти.
Оснащение: пособие «Дом», сюжетная картинка «Семья»,
детские рисунки-раскраски «Моя семья», выполненные во время предварительной
работы.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—мы собрались посчитать.
Предложите детям произнести вместе с вами считалку —
сначала «посчитать» ножками, а затем ладошками:
Раз, два, три, четыре, пять — (Шагать на месте.)
Мы собрались посчитать:
Папа, мамочка и я — (Хлопать в ладоши.)
Вместе дружная семья.
Затем попросите детей сесть на стульчики и посмотреть
на картинку.
2. Дом.
Покажите детям пособие «Дом» и спросите, что они
видят. Сообщите, что в этом доме живет семья — родители и их дети.
Откройте одно из четырех окошек (в нем картинка с
изображением мужчины) и задайте вопрос: «Это взрослый или ребенок?» (Взрослый.)
«Это папа или мама?» (Папа.) После того, как малыши ответят, закройте окошечко.
Затем откройте в домике следующее окно (в нем картинка с изображением
женщины). Задайте аналогичные вопросы.
После этого откройте еще одно окошечко и спросите:
«Это девочка или мальчик?» (Девочка.) «Это сын или дочка?» (Дочка.) Откройте
последнее окно —в нем изображение мальчика.
Спросите малышей: «Это девочка или мальчик?»
(Мальчик.) «Это сын или дочка?» (Сын.)
Попросите детей по очереди вспомнить и показать, кто из
членов семьи у какого окошечка сидит, а затем — открыть указанное окно и
проверить правильность своего ответа. При этом следите за тем, чтобы дети
употребляли слова «папа», «мама», «дочка», «сын». Затем спросите: «Кто
находится в верхних окошках?» Дети отвечают: «Папа и мама». Задайте новый
вопрос: «Как их можно назвать одним словом?» (Родители.)
Аналогично уточните: «Кто сидит у нижних окошек?»
(Дети — сын и дочка.) Сообщите малышам, что детей в семье можно называть
словами «брат» и «сестра».
3. Кто что делает?
Предложите малышам «зайти» в дом и посмотреть, кто из
членов семьи чем занят. Предъявите сюжетную картинку «Семья».
Попросите детей показать на картинке папу, маму, дочку
Олю и сына Колю и рассказать, кто из них чем занят. Дети дают ответы и сопровождают
их соответствующими движениями.
Мама моет посуду. (Положить одну ладонь на другую и
совершать по ней
круговые
движения, как будто моем тарелку.)
Папа чинит табуретку — (Указательным и большим пальцами левой
руки «дер-
забивает в нее гвоздь. жать» воображаемый гвоздь. Правую
руку сжать в ку-
лак и
«стучать» ею по гвоздю, «забивая его в табуретку».)
Коля везет за веревочку («Держать»
в одной руке воображаемую веревочку
игрушечный грузовик. и «тянуть» за собой машинку.)
Оля завязывает кукле бантик. («Завязывать» воображаемый бантик.)
Уточните у малышей, какие предметы нужны для
выполнения этих действий каждому из членов семьи: «Папе нужен молоток и
гвозди. Маме губка и тарелка. Оле нужны кукла и ленточка. А Коле нужен
игрушечный грузовик».
4. Мы не скажем, а покажем.
Предложите детям загадать друг другу загадки без слов.
Для этого малыши по очереди показывают движения, которые выполняет кто-либо из
членов семьи, а остальные дети отгадывают, кого изображают. (Описание движений
смотри выше.)
5. Слушай внимательно.
Похвалите детей за то, что они все так хорошо показали
и рассказали, и скажите, что вы тоже хотите сказать о том, кто что делает.
Попросите детей быть внимательными— кивать головой, если вы скажете правильно,
произносить при этом «Да, да, да!».
А если допустите ошибку, то качать головой из стороны
в сторону и говорить «Нет, нет, нет!».
Педагог Дети
Папа забивает в табуретку гвоздь. «Да, да, да!»
Мама играет с машинкой. «Нет, нет, нет!»
Оля моет посуду. «Нет, нет, нет!»
Коля везет грузовик. «Да, да, да!»
Пала завязывает кукле бантик. «Нет, нет, нет!»
6. Расскажи о своей семье.
Откройте все окошечки в пособии «Дом» и скажите: «Мы
рассказали о семье, живущей в этом доме». Затем предложите малышам посчитать,
сколько же человек в этой семье. Сделайте вывод, что в этой семье 4 человека:
двое взрослых — папа и мама и два ребенка — брат и сестра. Затем попросите
малышей рассказать и посчитать, сколько детей и взрослых в их семьях. Для этого
дайте детям их рисунки «Моя семья», выполненные в период подготовки к занятию.
Малыши по очереди, глядя на свои работы, называют членов своей семьи и загибают
пальчики.
7. Подведите итоги занятия.
Скажите детям, что семьи бывают разные. В семье может
быть мало людей, а может быть и много. Часто в семье бывают не только мама,
папа и дети, но и самые старшие члены семьи — бабушки и дедушки, потому что они
мамины или папины родители. Но какой бы семья ни была, большой или маленькой,
ее члены всегда живут дружно в одном доме и во всем помогают друг другу.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Ласковые имена»
Цель: учить детей образовывать слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры. Скажите детям, что мама и папа их очень
любят и поэтому часто называют ласковыми именами. Попросите детей вспомнить,
как их ласково называют дома. После того как дети назовут свое имя в
уменьшительно-ласкательной форме и другие ласковые обращения, спросите их: «А
любите ли вы своих родителей? А как вы их ласково называете?» (Варианты ответов:
мамочка, папочка, мамуля, папуля.)
Игра «Помощники»
Цель: вызывать у детей желание помогать взрослым в
работе, учить образовывать глаголы 1-го лица множественного числа, развивать
общую и мелкую моторику.
Описание игры. Попросите детей рассказать, какую
работу делают дома взрослые: мама, папа, бабушка и дедушка. А затем спросите
малышей о том, помогают ли они своим близким по хозяйству. Предложите детям
всем вместе помочь взрослым делать разную работу.
Движения, выполняемые педагогом и детьми
(Ребром ладони «пилить», совершая движения вперед —
назад.)
(Кистью руки сверху вниз совершать движения, как
кисточкой, которой красят.) (Кистью руки с растопыренными пальцами «подметать»
горизонтальную поверхность, как веником.)
(Сжать руки в кулаки и тереть один кулак о другой, как
будто стирая воображаемое белье.) (Сжать руки в кулаки и покачивать один кулак
относительно другого, как будто (Сжать правую руку в кулак, как будто держим в
нем лейку. Наклонять воображаемую лейку, совершая рукой дугообразные движения.)
(Сжать правую руку в кулак и вращать им, как будто в руке находится отвертка.)
Педагог
Папа пилит.
Папа красит.
Мама подметает.
Мама стирает.
Бабушка вяжет.
Бабушка поливает цветы.
Дедушка чинит стул.
Дети
И мы пилим.
И мы красим.
И мы подметаем.
И мы стираем.
И мы вяжем.
И мы поливаем цветы.
И мы чиним стул.
Игра «Телефон»
Цель: стимулировать речевую активность детей,
развивать их связную речь.
Описание игры. Дайте детям игрушечный телефон и
предложите по очереди позвонить по телефону кому-нибудь из своих близких
(маме, папе, бабушке). Пусть каждый малыш скажет, кому он звонит, а затем
расскажет, чем он занимается в детском саду.
Игра «Мамино настроение»
Цель: формировать у детей понимание того, что хорошо,
а что плохо; развивать мимику.
Описание игры. Скажите малышам, что мамино настроение
зависит от их поведения. Если ребенок ведет себя хорошо, то и у мамы хорошее
настроение — она улыбается (широко улыбнитесь). Попросите малышей тоже
улыбнуться. Ну а если ребенок что-то сделал плохо, то у мамы лицо становится
строгим и недовольным (нахмурьте брови и погрозите пальцем). Пусть малыши
повторят эти движения.
Затем попросите детей послушать внимательно и показать
с помощью мимики мамино настроение в зависимости от того, хороший или плохой
поступок совершил ребенок. Перечислите поступки.
Сын помогает маме нести сумку с покупками.
(Улыбнуться.)
Дочка помогает маме мыть пол. (Улыбнуться.)
Сын порвал книжку. (Нахмуриться.)
Дочка убрала на место все игрушки. (Улыбнуться.)
Дочка разбила чашку. (Нахмуриться.)
Сын аккуратно застелил постель. (Улыбнуться.) |