ЦЕЛЬ: Уточнить представления об эмоциональной лексике
(повторение всех знакомых эмоциональных состояний — радости, грусти, страха,
удивления, отвращения); обратить внимание на разнообразие выразительных
движений одного и того же эмоционального состояния; ввести методику написания
«письма».
ОБОРУДОВАНИЕ: серии вариаций выразительных движений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети, я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте
внимательно и дайте ему название:
Рады, рады, рады Рады, рады, рады
Светлые березы, Темные осинку
И на них от радости И на них от радости
Вырастают розы. Растут апельсины.
Как бы вы назвали это стихотворение? (Веселье, хорошее
настроение.) Можно назвать и так. К.И. Чуковский, автор этого стихотворения,
назвал его «Радость».
— Какими словами можно передать состояние радости? (Веселый,
радостный; смеяться, хохотать, танцевать, хлопать в ладоши.) А как другими словами
можно сказать про радостного человека? (Счастливый, летящий, парящий, на
«седьмом небе» от счастья.)
— Когда про человека говорят, что он «повесил нос»,
«повесил голову», «как в воду опущенный», что это означает? (Огорченный,
печальный, грустный, переживает, печалится.) Найдите другие слова для передачи
этого состояния. Может быть, вы их слышали в сказках? (Кручинится, горюет,
закручинился, залился слезами.)
Аналогично предлагается подобрать близкие по смыслу
слова к другим эмоциональным состояниям (страху, удивлению, отвращению).
Затем воспитатель читает стихотворение Д. Хармса «Веселый
старичок».
Жил на свете старичок Динь-динь-динь
Маленького роста, Да трюх-трюх!»
И смеялся старичок Раз, увидя паучка,
Чрезычайно просто: Страшно испугался,
«Ха-ха-ха Но, схватившись за бока,
Да хе-хе-хе, Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи Хи-хи-хи
Да бух-бух! Да ха-ха-ха,
Бу-бу-бу Хо-хо-хо
Да бе-бе-бе, Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги Гы-гы-гы
Да га-га-га, Да гу-гу-гу,
Го-го-го Го-го-го
Да буль-буль!» Да бах-бах!
А увидя стрекозу, Ой, ребята!
Страшно рассердился, Не могу!
Но от смеха на траву Ой, ребята!
Так и повалился: Ах, ах!»
— Действительно, как заразительно смеялся старичок. Он
не просто смеялся, а ... (хохотал; громко смеялся, схватившись за бока; от
смеха на траву так и повалился). А когда вам очень весело, вы еще что делаете?
(Танцуем, прыгаем, хлопаем в ладоши.)
— Да, как уже поняли, состояние радости сопровождается
различными выразительными движениями: мы прыгаем, хлопаем в ладоши, держимся
за бока, от смеха падаем на траву. Сейчас посмотрим их на картинках.
Затем детям раздаются несколько серий мимических и
пантомимических пиктограмм. Одна серия соответствует одному эмоциональному
состоянию и содержит вариации выразительных движений, характерных для этого
эмоционального состояния. Воспитатель предлагает для мимических картинок
подобрать наиболее подходящие пиктограммы, изображающие движения, а затем
словесно описать их (назвать эмоциональное состояние, описать характерные
движения, мимику, чем было вызвано это состояние). Воспитатель говорит, что
можно написать «письма» маме, другу, еще кому-либо по желанию ребенка. Для
этого дети выбирают одну или несколько пиктограмм и, раскладывая их по порядку,
соединяют в один рассказ («письмо»).
Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания,
обобщающие средства (мимики, пантомимики), используемые для восприятия,
анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; импровизировать в
создании выразительной фигуры, отображающей особенности эмоционального
состояния с помощью игры «Море волнуется раз...»; учить понимать настроение
персонажей в сюжетной картине В.М. Васнецова «Аленушка».
Репродукция картины В.М. Васнецова «Аленушка», альбом,
карандаши или акварельные краски.
А На прошлом занятии вы узнали, что эмоциональное состояние,
например радость или злость, можно выражать с помощью движений по-разному.
— Давайте попробуем позлиться: как два барана на
мосту; как ребенок, у которого не получается рисунок; как медведь, который
хочет прогнать со своего участка незваного гостя.
— Покажите, как испугается мышка, увидевшая кошку, как
испугается ежик (сворачивается в клубок). Иногда про человека, который чего-то
сильно боится, говорят, что он «дрожит как осиновый лист». Это как? Покажите.
— Теперь попробуем поулыбаться: как кот, который греется
на солнце; как хитрая лиса; как доброе солнышко; как злой Карабас-Барабас; как
озорной Буратино.
— Как вы понимаете, что обозначают слова: радость,
злость, удивление, страх, грусть, отвращение, стыд? Вы можете различить, когда
человек радуется, а когда грустит или злится? А как узнать, что человеку
стыдно? Если человек испытывает отвращение, как мы узнаем об этом? (Воспитатель
записывает ответы детей.)
В середине занятия проводится игра, в которой
ведущий-взрослый предлагает детям изобразить определенную фигуру: «Море
волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Веселая (робкая,
безразличная, злая, враждебная, разъяренная, восторженная, унылая, хмурая,
довольная, счастливая, спокойная) фигура, замри!» Затем дети самостоятельно
выбирают по желанию эмоциональное состояние и изображают его, а
ведущий-ребенок определяет это состояние.
После этого на стенде выставляется репродукция картины
В.М. Васнецова «Аленушка». Дети молча рассматривают ее.
— Скажите, что случилось с Аленушкой? (Она грустит.)
Какое у нее лицо? (Печальное.) Почему она так сидит? (Плачет, ждет братика.)
Какое чувство вы испытываете к этой девочке? (Жалость.) Что хочется сказать
девочке, чтобы она не грустила, не печалилась? («Не печалься, Аленушка».) Какую
сказку вы вспоминаете? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».) Давайте напишем
«письмо» Аленушке, чтобы она не кручинилась.
Дети диктуют, а воспитатель записывает за ними. Если
предложение составлено неправильно, взрослый обсуждает его с другими детьми и
предлагает сказать точнее и правильнее. В конце занятия воспитатель читает
письмо, составленное детьми, и предлагает им нарисовать рисунки, чтобы
Аленушка не грустила.
|