Цели:
1. Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать
тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет»,
«такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование
простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
2. Учить ориентироваться в пространстве.
3. Закреплять знания о форме, упражнять в соотнесении
нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Учить определять название различных цветов; работать
над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения,
то есть развивать зрительное восприятие.
5. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и
их названиями; учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к
другу.
6. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
7. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять
движения за взрослым, развивать общую моторику.
8. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.
9. Подводить к самостоятельному выбору цвета для передачи
особенностей хорошо знакомого предмета.
10. Учить выбирать краску нужного цвета из трех близких
цветов (красного, оранжевого, желтого).
11. Учить рисовать круг одним быстрым движением слева
направо, закрашивая его внутри преимущественно круговыми движениями; прививать
нравственно-эстетические качества.
12. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;
стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;
развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией
слухового и двигательного анализаторов.
Материалы к занятию:
1. Демонстрационный: магнитофон, кассета с записью музыки;
игрушечные машинки; геометрические фигуры для конструирования светофора; набор
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами
разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды,
фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной
формы); образец готовой божьей коровки для демонстрации детям.
2. Раздаточный: красные и синие фишки; черный прямоугольник
(15x6 см), круги желтого, красного и зеленого цвета (диаметр 3,5 см).
Ход занятия
I. Организационный момент Игра «Водители»
Для игры детям нужно приготовить красные и синие фишки
(каждому ребенку по одной красной и синей фишке), взрослому— разные игрушечные
машинки.
Воспитатель (милиционер) направляет машинки (вправо, влево).
Дети (водители) откладывают синие фишки, если машина едет влево и красные —
если машина едет вправо.
II. Конструирование светофора
Для конструирования каждому ребенку нужен черный прямоугольник
(15x6 см), круги желтого, красного и зеленого цвета (диаметр 3,5 см),
воспитателю — такие же фигуры для демонстрации детям.
Воспитатель говорит, что дети хорошо поработали водителями,
и теперь они научатся конструировать тот прибор, который помогает водителям в
пути, и предлагает им отгадать загадку про светофор.
Есть три глаза у него,
Каждый глаз — отдельный свет:
В середине — желтый свет,
Будь внимателен, смотри!
Снизу виден красный свет,
Значит, нет пока пути,
А вверху зеленый свет
Разрешает нам идти.
Когда дети догадаются, что они сейчас будут делать, воспитатель
показывает им, как конструировать светофор. Он кладет на стол черный
прямоугольник, затем в середину прямоугольника кладет желтый круг, вверху
располагает красный круг, а внизу — зеленый. Светофор готов.
Затем педагог спрашивает детей, при каком свете светофора
людям можно переходить дорогу, а машинам можно ехать (дети называют и
показывают зеленый свет), при каком свете нужно стоять. После этого воспитатель
раздает детям материал для самостоятельного конструирования светофора, и дети
собирают у себя на столе светофор, ориентируясь на образец воспитателя.
III. Физкультминутка Пантомима «Битва»
Один ребенок изображает Ивана-царевича, который сражается
с трехглавым Змеем-Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой
Иван-царевич.
Выразительные движения: 1 — у исполнителя роли
Змея-Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея-Горыныча. Они качаются,
делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные),
поднимаются (вырастают новые). Иван-царевич с видимым усилием размахивает
воображаемым мечом; 2 — поза и мимика победителя: плечи развернуты, ноги слегка
расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
IV. Игра «Что лежит в мешочке?»
Для игры нужен набор геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца,
бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной
формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы).
Дети сидят полукругом перед столом воспитателя. На краю
стола раскладываются геометрические фигуры. Мешочек находится у воспитателя.
Дошкольники по очереди вынимают по одному предмету из мешочка, называют его,
определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с
плоскостной геометрической фигурой, обводя пальцем поочередно то и другое:
«Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой —
овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной
фигурой.
Игра заканчивается после того, как все предметы будут разложены
на столе против соответствующей формы.
При повторном проведении игры можно изменить набор
предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.
V. Психогимнастика «Два клоуна»
Под музыку два веселых клоуна жонглируют воображаемыми
разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и
падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного
успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают
кольца и снова жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.
Выразительные движения: голова откинута, рот широко открыт,
брови приподняты, глаза слегка прищурены.
VI. Игра «Живое домино»
Для игры нужны ленты шести цветов спектра (красного,
оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).
Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов
в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого
ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища,
стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.
VII. Психогимнастика
«Сосредоточенность»
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он
обдумывает план наступления на врага.
Выразительные движения: левая рука упирается локтем о
стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки
двигает по воображаемой карте.
Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
VIII. Рисование красками на тему «Апельсин»
Для рисования нужны листы голубой бумаги, краски (оранжевая,
красная, желтая), кисти, розетки для красок.
Воспитатель показывает детям апельсин, поясняет, что он
круглый, обводит его круговым движением руки слева направо и предлагает сделать
это движение каждому ребенку. Жест должен быть энергичным, а линия замкнутой.
Далее одним быстрым движением рисует на листе бумаги,
закрепленном на мольберте, замкнутый круг и закрашивает его круговыми
движениями.
Нарисовав апельсин, воспитатель сравнивает его с образцом
по цвету, форме. Затем предлагает ребенку найти краску, которой он будет
рисовать апельсин. Воспитатель дает сухую кисть, обхватывает руку ребенка, в
которой он держит кисть, и обводит замкнутый круг один или два раза. Только
после предварительного обучения можно разрешить ребенку окунуть кисть в краску
и нарисовать апельсин. Когда первый ребенок закрасит круг, воспитатель забирает
работу для просушки, наблюдает за действиями второго ребенка к начинает обучать
третьего, затем четвертого и т.д.
Рассматривая вместе с детьми выполненные работы, педагог
подчеркивает, что цвет настоящего апельсина и нарисованного одинаковый и что
все дети нарисовали много апельсинов.
IX. Итог занятия
— Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают,
чему они научились, что им особенно понравилось, что они запомнили. |