Предварительная работа. Дайте задание родителям
сходить с детьми в магазин и купить разные фрукты. Дома малышу нужно вместе с
мамой помыть, рассмотреть и попробовать на вкус яблоко, грушу, сливу, виноград
и апельсин. Еще малышу надо знать лимон. Для этого в присутствии ребенка
следует нарезать лимон и положить его в чай. Необходимо обратить внимание
малыша на то, что лимон, в отличие от остальных фруктов, не сладкий, а кислый
на вкус.
Попросите родителей провести с ребенком дома игру
«Узнай по вкусу». Для этого малышу надо сначала дать попробовать разные
фрукты, нарезанные маленькими кусочками, а затем спросить его, что это за
фрукты. В свободное время рассмотрите с детьми муляжи и картинки с фруктами.
Уточните названия, форму (круглая), величину (большой, маленький) и цвет
(желтый, зеленый, красный, синий) фруктов.
Проведите с малышами игру «Один и много». Оставьте
себе картинки с изображением фруктов в единственном экземпляре (яблоко, слива,
груша, вишня, апельсин, лимон), а детям раздайте картинки с изображением тех
же фруктов, но в нескольких экземплярах (яблоки, сливы, груши, вишни,
апельсины, лимоны). В ходе игры предъявляйте малышам картинки и говорите: «У
меня груша. У кого груши?» Положите картинку на игровое поле. Ребенок, у
которого на руках карточка с грушами, отвечает: «У меня груши» и кладет свою картинку
рядом с изображением одной груши.
Чему учим детей:
— даем представление о фруктах, о том, где они растут
(в саду);
— вводим в активный словарь детей имена
существительные (апельсин, лимон, виноград); глаголы (дотянуться, срывать);
имена прилагательные (сладкий, кислый, спелый, сочный, румяный и др.);
—подбирать имена прилагательные к существительным;
— согласовывать в речи имена прилагательные с
существительными в женском и среднем роде (спелая груша, спелое яблоко);
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую,
артикуляционную;
—выполнять элементы психогимнастики;
— развиваем голос, учим говорить голосом разной
высоты;
— учим малышей координировать речь с движением,
развиваем чувство ритма;
— развиваем зрительное и слуховое внимание, речевой
слух (различать близкие по звучанию слова— «мышка» и «мишка»);
— уточняем и закрепляем в памяти детей названия цветов
(красный, желтый, зеленый, синий); формы (круглый), величины (большой,
маленький);
— количественному счету в пределах пяти.
Оснащение: картинка «Фруктовый сад»; наложенные
контуры «Фрукты»; игрушки — медвежонок и мышка.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—будем фрукты собирать.
Покажите детям картинку «Фруктовый сад» и прочтите
рифмовку. Сопровождайте чтение соответствующими движениями.
Мы сегодня в сад пойдем, (Шагать на месте.)
Фрукты разные найдем. (Хлопать в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять (Указательным пальцем правой руки по
очереди загибать пальцы на левой руке.)
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы, (Поднимать по очереди то правую, то
левую руку, как будто срывая плоды с дерева.)
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать. (Протянуть руки вперед ладонями
кверху.)
Всех знакомых угощать.
Похвалите детей за то, что они собрали в саду много фруктов.
Предложите малышам сесть за стол и рассмотреть фрукты на картинках.
2. Наложенные контуры.
Покажите детям большую картинку в форме корзины,
внутри которой нарисовано пять наложенных контуров фруктов. Покажите малышам,
как надо прикладывать изображение фрукта к его контуру на картинке. Затем дайте
детям изображения фруктов, точно соответствующие по форме нарисованным на
картинке, и предложите по очереди отыскать и наложить изображения фруктов на их
контуры.
3. Сладко и кисло.
Попросите детей отгадать по вашему выражению лица,
какой из этих фруктов вы сейчас попробовали на вкус. Для этого сморщите лицо,
изображая, что вам очень кисло, а затем скажите:
Затем попросите малышей изобразить лицо человека,
который без сахара съел лимон. Предложите детям всем вместе сыграть в игру
«Сладко и кисло». Правила следующие: если вы назовете сладкий фрукт—дети должны
улыбнуться, а если кислый — поморщиться.
Произносите названия фруктов в следующей
последовательности: «Груша, лимон, слива, виноград, лимон, яблоко, лимон,
апельсин». Закончите игру словами:
4. Угостим зверюшек.
Постучите по столу и скажите: «Кто-то стучится». Затем
поставьте на стол игрушечного медвежонка. Спросите детей: «Кто к нам пришел?»
И получив ответ, скажите за медвежонка низким голосом:
Только мне их не достать, уж очень высоко висят они на
дереве. (Покажите на картинке «Фруктовый сад».) Ответьте медвежонку: «Не
огорчайся, мишка. Ребята тебе помогут». Попросите детей нарвать для медвежонка
в саду спелых яблок. Для этого малыши встают, показывают движения и произносят
слова:
Очень, очень кислый он.
Называется ... (лимон).
А теперь покушаем (Почмокать губами.)
Сладенькую грушу. (Облизать губы.)
Надо губки облизать (Улыбнуться.)
И «спасибо» всем сказать.
Э, э! Слышал я, у вас в саду
Спелых яблочек найду.
На носочки поднимусь (Встать на цыпочки.)
И до ветки дотянусь. (Поднять руки вверх.)
Веточку нагну — (Опустить руки, встать на полную ступню.)
Спелых яблочек сорву. (Сделать кистями хватательные
движения.)
Положите на столе возле игрушки яблоко (натуральное
или муляж) и скажите: «Вот тебе, мишка, самое спелое яблочко».
Вновь постучите по столу и после этого поставьте на
стол игрушечную мышку. Спросите детей: «А это кто к нам пришел?» И получив
ответ, скажите за мышку тоненьким голоском:
Спросите детей, помогут ли они мышке сорвать с дерева
сочные груши. И получив ответ, вновь вместе с малышами повторите движения и
слова.
Положите на столе возле мышки грушу (натуральную или
муляж) и скажите: «Вот тебе, мышка, самая сочная груша».
5. Ответь на вопрос.
Попросите детей сесть за стол, посмотреть на
игрушечных зверюшек и ответить на ваши вопросы.
Кто больше — мышка или мишка? (Мишка.)
А кто меньше — мышка или мишка? (Мышка.) Каким голосом
говорил мишка? (Э, э!)
Каким голосом говорила мышка? (Пи-пи!)
Чем мы угостили мышку? (Грушей.)
А чем мы угостили мишку? (Яблоком.)
Как мишка скажет спасибо— «Э!» или «Пи!»? (Дети
произносят низким голосом «Э!»)
А как скажет спасибо мышка? (Дети произносят высоким
голосом «Пи!») Уберите со стола игрушки, оставив только фрукты, и вновь задайте
детям вопросы. Расскажите, ребята, какое мы сорвали яблоко? (Спелое, румяное,
большое, круглое, сладкое...) А какую грушу? (Желтую, спелую, большую,
сладкую, сочную, ароматную...)
Чем больше прилагательных подберут дети, тем лучше.
Помогите малышам в подборе слов-признаков.
6. Любимые фрукты.
В заключение занятия спросите у детей, какие фрукты
они любят больше всего.
Игры и задания для закрепления материала
Цель: развивать зрительное внимание детей, расширять
словарь по теме «фрукты»
Описание игры. Раздайте малышам по одной маленькой
карточке с изображением фруктов и назовите каждый из них.
Затем положите перед детьми большую карту с рисунками
тех же фруктов. В задачу каждого ребенка входит найти на большой карте и
назвать фрукт, который
Пи-пи! Слышала, у вас в саду
Сочных грушек я найду.
Только мне их не достать —
Очень высоко висят.
На носочки поднимусь
И до ветки дотянусь.
Веточку нагну —
Грушу сочную сорву.
Движения
(Встать на цыпочки.)
(Поднять руки вверх.)
(Опустить руки, встать на полную ступню.)
(Сделать кистями хватательные движения.)
Игра «Подуй на яблочко»
Цель: развивать ручную умелость и физиологическое
дыхание детей. Описание игры. Вместе с детьми изготовьте пособие «Яблочко». Для
этого дайте детям заготовку—яблоко, вырезанное из красного картона, с
«палочкой» из толстой лески или проволочки. Покажите детям, как надо приклеить
к «палочке» листик из тонкой (папиросной) зеленой бумаги.
Когда пособие будет готово, научите детей складывать
губы трубочкой и дуть на листик. При этом каждый ребенок держит в руках пособие
«Яблочко» на уровне рта. Задание выполняется детьми по команде: «Раз, два, три
— подули!»
Игра «Найди непохожий»
Цель: развивать зрительное внимание и мышление детей.
Описание игры. Предложите каждому ребенку выбрать одну
лишнюю картинку из четырех, помещенных на карточке в один ряд. При этом малыш
руководствуется принципом «найти фрукт, непохожий на остальные». Отличие может
заключаться в цвете, форме, величине или количестве плодов.
Найдя
отличное от других изображение, ребенок указывает на него и объясняет
окружающим, чем оно отличается от остальных. |