Предварительная работа. Каждый день, собираясь с
детьми на прогулку, обращайте внимание малышей на то, какую одежду и обувь они
надевают. Скажите детям, что зимой на улице холодно, поэтому одежда должна быть
теплая. Расскажите, из чего сделана их одежда и обувь (кофта из шерсти, шуба
из меха, сапожки из кожи). Показывайте и называйте части одежды: рукава,
карманы, воротник, пуговицы. Привлеките внимание детей к тому, что такие
предметы одежды, как носки, варежки, обувь, всегда парные — по два, так как у
человека две руки и две ноги.
Рассмотрите с детьми цвет одежды (красный, синий,
желтый, зеленый, белый, черный, в полоску, в клеточку) и ее качество (теплая,
пушистая, мягкая). Проведите с детьми игру «Чье это?». В процессе игры
показывайте малышам их одежду (шапки, варежки, шарфы, пальто) и спрашивайте,
кому принадлежит эта вещь. Ответы будут, примерно такими: «Мой шарф», «Моя
шапка», «Мое пальто», «Мои варежки».
Проведите с детьми игру «Шьем пальто», цель которой —
научить детей самостоятельно называть части одежды: воротник, рукав, пуговицы,
карманы. В процессе игры покажите детям пособие «Пальто с пуговицами» и
предложите сшить для куклы такое же теплое и красивое пальто. Затем положите на
стол вырезанное из картона пальто, но без рукавов, воротника и карманов.
Оставшиеся детали пальто раздайте детям. Предложите малышам соединить все
части разрезной картинки вместе.
Обратите внимание, что, знакомя детей с темой
«Одежда», важно правильно употреблять глаголы «надевать» и «одевать». Надеть
можно на себя (надеть кофту, брюки) или на что-то (надеть кольцо на пирамидку,
обложку на тетрадь). А одеть во что-либо можно только другого человека (одеть
ребенка в комбинезон).
Чему учим детей:
— знакомим с предметами одежды и ее частями;
— расширяем активный словарь за счет имен
существительных (одежда, воротник, карманы, рукава, пуговица, петля, шарф,
варежки, пальто, прогулка); глаголов (одевать, обувать, надевать, повязывать);
имен прилагательных (теплый, пушистый);
— развиваем общую и мелкую моторику — учим детей
застегивать пуговицы;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем наблюдательность и зрительное внимание;
— согласовывать в речи имена прилагательные с
существительными, существительные с числительными «один» и «два», а также с
наречием «много»;
— уточняем и закрепляем в памяти детей названия
цветов;
— количественному счету;
— рассуждать и делать выводы.
Оснащение: кукла с комплектом зимней одежды (пальто,
шапка, штаны, шарф, варежки, носки); пособие «Пальто с пуговицами»; игрушечные
саночки и плюшевый медвежонок.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять — будем куклу одевать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая
ритмические движения.
Раз, два, три, четыре, пять—
Будем куклу одевать.
Шапка, шубка, шарф, штаны
Для прогулки ей нужны.
Вот носки.
Потом сапожки.
Действия:
(Хлопать в ладоши.)
(Нагнуться и показать на ноги.)
(Выставить вперед и поставить на пятку сначала одну
ногу, а потом другую.)
(Шагать на месте.)
(Шагать на месте.)
Мы обуем ей на ножки.
Предложите детям сесть на стульчики и помочь кукле
Маше собраться на прогулку.
2. Кукла Маша.
Покажите детям куклу в платье и скажите, что это кукла
Маша. Она хочет пойти гулять.
Спросите у детей от имени куклы, можно ли ей пойти
гулять на улицу в одном платье. (Нет, нельзя, потому что зимой на улице
холодно.) Пусть кукла спросит, в какой одежде они выходят зимой на улицу. (В
пальто, в шубе, в куртке, в комбинезоне.) Вместе с детьми объясните кукле, что
эта одежда теплая, поэтому в ней можно гулять даже в мороз.
Затем попросите детей сказать кукле Маше, что зимой
надевают на голову. (Шапку.) Что повязывают на шею? (Шарф.) Что надевают на
руки? (Варежки.) Что обувают на ноги? (Валенки, сапоги.) Задавая эти вопросы,
демонстрируйте на себе соответствующие части тела и имитируйте движения, как
будто вы застегиваете пуговицы на пальто, надеваете шапку, варежки, повязываете
шарф и обуваете сапоги.
Скажите, что кукла Маша сама еще не умеет застегивать
пуговицы. Попросите малышей научить Машу этому. Дайте детям пособие «Пальто с
пуговицами» и попросите каждого из детей застегнуть на нем по одной пуговице.
Когда работа будет закончена, вместе с детьми посчитайте, сколько всего пуговиц
на пальто. Сообщите малышам, что и петелек на пальто столько же, сколько
пуговиц.
3. Подбери пару.
Наденьте кукле штаны, пальто, шапку, повяжите шарф, но
оставьте ее при этом босой. Спросите детей, можно ли теперь куколке идти на
прогулку. Если малыши не заметили, то обратите их внимание на то, что у куклы
Маши руки и ноги остались голыми. Спросите, что надо одеть кукле на ручки
(варежки), а что на ножки (носочки и сапожки).
Дайте детям по одному носочку или варежке, вырезанных
из цветного картона, и попросите малышей подобрать им пару по цвету из лежащих
на столе. Когда варежки и носки будут разложены по парам, спросите, что это за
предметы одежды, какого они цвета, для чего нужны. Поблагодарите детей от имени
куклы, оденьте ей вязаные носки и варежки.
4. Покажи и назови.
Скажите детям, что теперь Маша может идти гулять, ей
мороз не страшен. Но сначала она хочет, чтобы ребята показали ей разные части
одежды. Кукла будет называть эти части, а дети будут показывать их на своей
одежде. Возьмите куклу Машу в руки и за нее говорите: «Воротник, пуговицы,
карманы, рукава».
5. Один, два и много.
Предложите детям вместе с куклой сыграть в игру «Один,
два и много». Для этого поднесите куклу к одному из детей и спросите от ее
имени у малыша: «Сколько воротников на твоей рубашке?» (Один.) Затем по
очереди поднесите куклу к каждому ребенку и задайте вопрос: «Сколько карманов у
твоих брюк?» (Два.) «Сколько рукавов у платья?» (Два.) «Сколько пуговиц на
рубашке?» (Много.)
6. Машины игрушки.
Спросите у детей, что бы они посоветовали Маше взять с
собой на улицу кататься по снегу: велосипед или санки. Когда дети назовут
санки, поставьте игрушечные саночки рядом с куклой. Посадите в саночки
плюшевого медвежонка. Спросите детей о том, нужно ли одеть на прогулку
медвежонка. Вместе с малышами сделайте вывод, что у медвежонка и так есть
шубка, поэтому ему одежда не нужна. Он на улице не замерзнет. Поблагодарите
детей от имени куклы за то, что они так много ей рассказали и помогли собраться
на прогулку. Вынесите куклу в раздевалку и скажите детям, что кукла Маша пошла
гулять.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Большая и маленькая»
Цель: закреплять знание предметов одежды, развивать
зрительное внимание; учить употреблять в речи имена существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать фонематический слух.
Описание игры. Покажите детям картинку «Девочка и
кукла». (Девочка большая, а кукла маленькая, у них одинаковые предметы одежды:
шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, сапоги.) Скажите, что это девочка, а рядом
ее кукла. Одежда у них одинаковая, только у девочки большая, а у куклы
маленькая. Попросите детей рассказать об этой одежде следующим образом: «У
девочки большая шуба, а у куклы маленькая шубка. У девочки большая шапка, а у
куклы маленькая ... (шапочка). У девочки большой шарф, а у куклы маленький ...
(шарфик). У девочки большие штаны, а у куклы маленькие ... (штанишки). У
девочки большие варежки, а у куклы маленькие ... (варежечки). У девочки большие
сапоги, а у куклы маленькие ... (сапожки)».
Можно продолжить разговор и о той одежде, которой нет
на рисунке: «Под шубой у девочки большая кофта, а у куклы маленькая ...
(кофточка). У девочки большая юбка, а у куклы маленькая ... (юбочка)». В завершение
игры попросите детей показать на картинке шубку. А затем уточните: «Видна ли
на рисунке юбка?»
Игра «Когда это носят?»
Цель: развивать зрительное внимание и мышление.
Описание игры. Покажите детям картинки с разными
предметами одежды и обуви (босоножки, валенки, кепка, меховая шапка, шуба,
сарафан). Спросите: «В какое время года это носят — зимой или летом? »
Игра «Юрочка и Юлечка»
Цель: закреплять у детей знание цветов; учить
согласовывать имена прилагательные с существительным в роде и числе; развивать
фонематический слух.
Описание игры. Покажите детям пособие «Юрочка и
Юлечка». На пособии одежда детей вырезана по контуру. Благодаря этому при
замене за картинкой очередного листа цветного картона, одежда каждый раз меняет
цвет.
Вставьте в пособие лист красного картона и расскажите,
какого цвета одежда: «У девочки Юлечки красные бантики, красное платье и
красные носочки. У мальчика Юрочки красная рубашка и красные гольфы». Затем
покажите «фокус» —измените цвет одежды на зеленый. Попросите детей рассказать,
какой стала одежда у детей. В следующий раз одежда может стать синей или
желтой. Вопросы детям могут быть сформулированы следующим образом: «Что надето
на Юрочке?», «А что на Юлечке?»
Игра «Подбери заплатки»
Цель: развивать зрительное внимание; закреплять знание
геометрических фигур и цвета.
Описание игры. Дайте детям по паре варежек, одного
цвета с отверстиями разной геометрической формы (треугольной, квадратной и
круглой) и скажите, что эти варежки порвались. Попросите малышей починить
варежки — подобрать заплатки такого же цвета и формы.
Предъявляйте детям геометрические фигуры-заплатки по
одной и спрашивайте: «Кому дать желтую круглую заплатку? Кому синюю
квадратную?» и т.д.
Когда малыши «починят» варежки — положат на них
заплатки, попросите назвать цвет и форму этих заплаток.
Попросите
«надеть» варежки на руки — положить ладошки сверху на картонные варежки.
Покажите малышам, где у них правая, а где левая рука. |