Игрушечная деревня (интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, природе и развитию речи)
11.05.2011, 13:05
ЦЕЛИ
— дать детям элементарные представления об
особенностях жизни в деревне;
— продолжать постепенно знакомить детей с миром
природы;
— развивать умение сравнивать (город и деревню),
анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать
обобщения;
— формировать познавательный интерес к природе;
— пробуждать в детях чувство эмпатии к родной природе,
воспитывать бережное отношение к ней;
— способствовать развитию эстетического восприятия
окружающего мира.
Материалы: деревянный конструктор для строительства
деревенских домов (на каждого ребенка приходится один фундамент, один кубик
(стены с окнами и дверью), одна крыша); река, дорога (сделайте ее из куска
обоев с выработкой в виде камешков), мост, деревья, кусты, сухоцветы; запись шума реки и леса.
Предварительная работа
Лист ватмана (формат А1) закрасьте зеленой краской
(лучше акварелью, она не пачкает руки) — это трава. Ватман прикрепите
на стол для проекта «Игрушечная деревня».
* **
Новая мечта
У проекта «Игрушечный город».
Воспитатель. Что построили мы для Аленки и Антошки?
Что интересного есть в игрушечном городе? Где побывали Аленка и Антошка?
Дети отвечают.
Теперь Аленка с Антошкой мечтают побывать в деревне.
Кто из вас гостил летом у бабушки и дедушки в деревне? Нравится вам в деревне?
Почему?
Дети отвечают.
Аленка с Антошкой немного устали от города: шум
транспорта, городская суета... Им хочется отдохнуть на природе. Построим для
Аленки с Антошкой деревню?
Дети. Да.
Деревня — город
Воспитатель. Что построили мы, чтобы получился город?
Дети. Дороги и дома.
Воспитатель. Сравним две дороги: городскую и
деревенскую.
На проекте «Игрушечный город» рядом с городской
дорогой располагается деревенская. Дети сравнивают их по внешнему виду, на
ощупь.
Воспитатель. Как вы думаете, почему эти дороги такие
разные?
Дети. В городе люди строят дороги из асфальта, с
помощью машин. В деревне дороги получились сами.
Воспитатель. Сколько этажей в домах игрушечного
города?
Дети. Один, два и три.
Воспитатель. Какие в нашем городе дома?
Дети. Высокие, многоэтажные.
Воспитатель. Какие дома в деревне? Правы мы или нет —
нам подскажет конструктор. Использовав все его детали, мы построим настоящие
деревенские дома.
Дети выполняют задание.
Какие получились у нас дома?
Дети. Все одноэтажные.
Воспитатель. Покажите руками, какие крыши у наших домов.
Хорошенько скрепите половинки крыш, чтобы они не протекали. Так будут
скатываться капельки воды. (Каждому ребенку проводит руками по тыльной стороне
ладоней.)
Природа деревни
Воспитатель. Куда ходили вы гулять, когда были в
деревне у бабушки с дедушкой?
Д е т и. На речку, в лес, в поле. (В случае
необходимости используются фотографии, картинки.)
Воспитатель. Найдите на столе реку. (На столе: река,
деревья, мост). Через всю деревню течет река. (Прикрепляет реку, проводит по
ней пальчиками сверху вниз по направлению течения реки.) В реке (шум реки)
много больших камней. Разуваемся, засучиваем брюки, шагаем по камешкам друг за
другом. Будьте внимательны! Наступайте только на камешки. Ножки напряжены.
Спинка прямая. А вдруг в воду свалимся?! Спрыгнули на берег. Расслабились. Упали.
Слушаем реку. Встаем, обуваемся. Перед рекой, вдоль дороги устанавливаем дома.
Дети расставляют дома так, чтобы из окон была видна
дорога.
Что же за рекой? Как называется место, где растет
много деревьев, цветов?
Дети. Лес.
Воспитатель. Как называется место, где растет много
цветов? (Можно использовать фотографии, картинки.)
Дети. Поле.
Воспитатель. За рекой — лес, поле. Как добраться до
них? Как реку перейти?
Дети. Нужен мост.
В о с п и т а т е л ь. Найдите его на столе.
Дети через реку перекидывают мост. За рекой, на
пригорке — лес. Возьмите со стола все необходимое для леса.
Дети ставят деревья, кусты.
В лесу растут высокие деревья. (Шум леса.) Покажите,
какие? Под деревьями растут кусты. Покажите, какие? А под кустами растет трава.
Покажите, какая? За рекой, перед лесом — поле. В поле растут цветы. Дети,
используя сухоцветы, сделайте поле.
В деревню
Воспитатель. Как Аленка и Антошка попадут в деревню?
Дети. На поезде.
Воспитатель. Взяли кукол. Сели в поезд, поехали. Вот и
сбылась еще одна мечта наших картонных кукол — они оказались за городом, в
деревне. Что увидели они там?