Задачи:
— обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с
собой»;
— развивать навыки общения в различных ситуациях (со
сверстниками, взрослыми людьми) с ориентацией на ненасильственную модель
поведения;
— учить пониманию и сопереживанию другим людям;
— формировать навыки практического владения выразительными
движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), средствами человеческого общения;
— закреплять умения различать чувства и эмоции других
людей по мимике;
— развивать адекватную оценочную деятельность, направленную
на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
— совершенствовать способности произвольной регуляции
мышечных и эмоциональных ощущений;
— закреплять приемы мышечного и эмоционального расслабления;
— развивать произвольное внимание, слуховое
восприятие, творческое мышление, речь;
— учить применению стандартизированных форм обращения;
— повышать уверенность в себе, активность и самостоятельность
в процессе коммуникативной деятельности;
— воспитывать чувство единства, сплоченности, положительные
черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Материалы: аудиозапись песни «Дорогой добра», звуков
леса; эскиз ворот с замком; указатели с названиями улиц; эскиз дома с окнами;
пиктограмма настроений; свиток с правилами
общения.
Методы и приемы: упражнения имитационного и творческого
характера, этюды, игры, решение проблемной ситуации, элементы психогимнастики,
тренинг поведения в обществе, релаксация.
* * *
Дети входят в зал под веселую, бодрую музыку и становятся в круг.
Воспитатель.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас снова видеть. А вы рады нашей
встрече?
Дети. Да.
Воспитатель. Посмотрите, у нас на занятии присутствуют
гости. Хотели бы вы с ними познакомиться? Дети. Да!
Воспитатель. А наши гости готовы к общению с ребятами?
Тогда я предлагаю и гостям и ребятам поприветствовать друг друга.
Доброе утро, кто улыбнулся. Глазки откройте и
посмотрите: Мы вас любим, и вы нас любите!
С другом всегда приятно разделить радость и грусть, отдать
ему частичку своей души. Поэтому давайте возьмемся за руки и по цепочке, через
рукопожатие, передадим наше хорошее отношение друг к другу, заботу, внимание,
улыбку.
Дети выполняют
упражнение «Цепочка доброты».
Почувствовали как сразу стало уютней и теплее в зале
от наших улыбок и добрых слов?
Дети. Да!
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам присесть на
подушки, а нашим гостям на стулья. Всем удобно? Мне хотелось бы узнать, любите
ли вы игры и какие?
Дети называют свои любимые игры.
А в какие игры любили играть наши гости, когда были маленькими?
Гости отвечают.
Спросила я вас про игры неслучайно. Сегодня утром я
получила письмо от своего друга музыканта, который живет в волшебном
Играй-городе. Его жители очень любят играть, петь, танцевать и веселиться.
Самая веселая среди них принцесса Игруля.
Но в последнее время она загрустила,
ни с кем не играет, только плачет. Жители города расстроились из-за
этого и тоже загрустили. Мой друг просит нас помочь развеселить принцессу и
вернуть в город смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые,
добрые дети. Как вы думаете, справитесь ли вы с этой задачей?
Дети. Да!
Воспитатель. Почему вы так считаете?
Дети. Мы веселые и любим играть.
Воспитатель. Тогда можно отправляться в путь! Я знаю
дорогу и поведу вас. К сожалению, в Играй-город могут попасть только дети,
поэтому мы вынуждены попрощаться с нашими гостями, они будут ждать нашего
возвращения в детском саду. Итак, я надеваю волшебный бант и превращаюсь в
ребенка. Ну вот, я готова.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Отправимся сейчас мы в город,
В котором главный гость — игра!
Педагог-психолог проводит комплекс психогимнастики.
Воспитатель
Отправляемся в поход.
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые
мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три,
четыре —
Полетели,
закружились.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдем
На тот берег попадем.
Дальше — глубже в лес зашли,
Налетели
комары.
Руки вверх — хлопок над головой,
Руки вниз — хлопок другой.
Комаров всех перебьем
И к болоту подойдем.
Перейдем
преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем мы дружнее:
Раз, два, раз, два,
Позади уже вода.
Под кустом пролезть не страшно
И под елкой не опасно.
Друг за другом успевайте,
Только ветки не сломайте.
Вдруг мы видим:
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Посмотрите, ребята, медведь спит, разлегся посреди
дорожки. Как же нам пройти мимо него и не разбудить?
Дети. Тихо, на носочках, друг за другом.
Воспитатель. Ух, прошли. А теперь бегом от медведя на
полянку. Устали? Давайте отдохнем. Полежим на травке, послушаем голоса леса,
позагораем. Как приятно пригревает солнышко. Солнечные лучики ласкают ваше
лицо, шею, руки, ноги, живот. Все тело расслаблено. Но нам некогда лежать, нам
пора уже вставать! Веселы, бодры мы снова, к приключениям готовы!
Педагог-психолог проводит сеанс релаксации.
Ребята, посмотрите, а вот и ворота Играй-города. Здесь
живет простой народ, он танцует и поет. Ворота города закрыты. Мой знакомый
музыкант предупреждал меня, что замок на воротах волшебный. Он открывается сам,
если выполнить три задания.
Задание 1. Вспомнить вежливые слова и поставить их на
свое место в тексте.
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого ...
(спасибо).
• Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы ...
(спасибо).
• Мальчик вежливый и грамотный говорит, встречаясь ...
(здравствуйте).
• В России, во Франции и Дании на прощание говорят ...
(до свидания).
Задание 2. Что можно сказать загрустившему человеку,
чтобы его развесилить?
Дети отвечают.
Задание 3. Показать мимикой грустного клоуна, веселого
зайчонка, испуганного бельчонка, удивленного мальчика, злого волка.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Справились с заданиями.
Ворота открыты, можно входить в город. А вот и улица Музыкальная. Здесь живет
мой друг. Давайте к нему зайдем. А вот и он, какой он грустный. Может,
попробуем его как-то развеселить?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте покажем ему смешные рожицы.
Дети показывают смешные рожицы музыканту.
Не помогает. Чем же мы можем тебе помочь, чтобы ты не
грустил?
Музыкант. Ребята, я такой грустный потому, что мне не
с кем играть в мои любимые музыкальные игры. Все жители города грустят. Может,
вы сыграете со мной в мою любимую игру «Эхо»? Тогда мне сразу станет веселее.
Музыкальный руководитель проводит музыкальную
игру «Эхо».
Спасибо, ребята! У меня такое хорошее настроение. Но я
знаю, что вы торопитесь к принцессе Игруле, и не стану вас задерживать.
Попрощаться с вами хочу словами песни «Прощальная игра».
Дети прощаются с музыкантом и продолжают свой путь.
Воспитатель. А вот и переулок «Эмоции». Он приведет
нас к дворцу принцессы. Посмотрите, какие любопытные жители этого дома.
Выглянули в окна, чтобы посмотреть на нас. Как вы думаете, какое настроение у
этого жильца?
Дети отвечают.
А у этого?
Дети отвечают.
К кому можно было бы зайти сейчас в гости, а к кому
удобнее было бы зайти в другой раз?
Дети
строят предположения.
Почему вы так считаете?
Дети отвечают.
Продолжаем наш путь. А вот и площадь Радости и дворец
Счастья. А вот и сама принцесса Игруля. Давайте поздороваемся с ней.
Дети.
Здравствуйте, принцесса!
Принцесса начинает рыдать и стучать ногами об пол.
Принцесса. Не хочу с вами здороваться, не буду с вами
дружить! Все злые, никто меня не любит, не жалеет, никто не хочет со мной
играть!
Воспитатель. Ну что ты, Игруля! Мы тебя любим и хотим
с тобой дружить. Правда, ребята?
Дети. Да!
Воспитатель. Хочешь, мы тебя обнимем, пожалеем?
Принцесса. Хочу! Хочу!
Дети обнимают принцессу, жалеют ее.
Воспитатель. Ну вот ты и успокоилась. Игруля, ты сказала,
что с тобой никто не хочет играть. Что случилось? Может, ты сама что-то не так
сделала?
Принцесса. Нет! Я все всегда делаю правильно. Я лучшая!
Я главная! Всегда хочу быть первой!
Воспитатель. Ай-яй-ай! Игруля, как не хорошо! Вы слышите,
ребята, как часто принцесса произносит слово «я»? Так нельзя, надо же думать и
о других. Поэтому никто и не хочет с тобой играть и дружить. Ребята,
что можно посоветовать Игруле, чтобы у нее опять появилось много друзей?
Дети дают советы Игруле.
Принцесса. Ой, ребята! Какие вы молодцы! Я же эти
правила поведения и общения когда-то знала, они у меня записаны на волшебном
свитке, только я их забыла. Спасибо, что напомнили. А чтобы никто из вас не
забыл, как вести себя с друзьями, я подарю вам свой свиток. Пусть он будет у
вас в группе, и если кто-то из ребят начнет забывать эти правила, то вы ему
напомните.
Воспитатель. Спасибо, Игруля! Нам бы очень хотелось
погостить у тебя, но пора возвращаться в детский сад. Прощай!
Принцесса. Прощайте, ребята! Спасибо вам за все и счастливого
пути!
Воспитатель. Ребята, задержались мы с вами в волшебном
городе. А времени у нас осталось очень мало, чтобы вернуться в детский сад вовремя.
Предлагаю проделать обратный путь домой с помощью силы мысли. Встаньте в круг,
возьмитесь за руки, закройте глаза. Прокрутите в своей
памяти весь наш путь от детского сада до дворца принцессы шаг за шагом.
Дети
выполняют.
Открывайте глаза! Вот мы и вернулись. И гости нас
дождались. Волновались за нас, соскучились? А давайте, ребята, расскажем, где
мы были, что хорошего сделали.
Дети делятся
впечатлениями о своем
путешествии с гостями.
Да, молодцы ребята! Сколько добрых дел сделали,
стольким помогли. А теперь пора и нам прощаться. Не забывайте наказ, который
вы дали Игруле, будьте дружными и добрыми.
Дети
прощаются со всеми
и уходят в группу.
Путешествие Капельки
Задачи
• Воспитательно-образовательные:
— учить различать
средства музыкальной выразительности;
— различать тембры
музыкальных инструментов;
— развивать певческий голос;
— совершенствовать музыкальные способности;
— содействовать развитию чувства ритма, музыкального
слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
— формировать
навыки выразительности, пластичности танцевальных движений;
— воспитывать умение эмоционального выражения раскрепощенности
и в дни творчества;
— развивать чувство товарищества.
• Коррекционно-оздоровительные:
— формировать слуховое восприятие и использовать его в
коррекции произносительных навыков;
— развивать
мимику лица, передавая определенные
чувства и настроения;
— помогать войти в нужное эмоциональное состояние;
— совершенствовать внимание, память, внутреннюю собранность;
— развивать силу голоса и слуховое внимание;
— учить моделировать свое эмоциональное состояние;
— способствовать оптимизации роста и развития
опорно-двигательного аппарата;
— содействовать профилактике плоскостопия, развитию и
функциональному совершенствованию органов дыхания;
— развивать мышечную силу и координационные способности;
— обучать навыкам адекватного восприятия и выражения
эмоций;
— снимать психоэмоциональное напряжение в группе;
— развивать навыки адекватного группового поведения;
— снимать эмоциональные зажимы и стрессы. Материалы:
тучка с подвешенными к ней капельками
(по количеству детей), магнитофон, аудиозаписи голосов весеннего леса,
криков филина, журчания ручейка; музыкальные инструменты (фортепьяно,
металлофон, треугольник); бассейн с ароматизированной прохладной водой;
декорация «Весенний лес».
Дети
входят в зал
под музыку. Здороваются с
гостями.
Музыкальный
руководитель
Слушай,
маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей -
И больших и малышей!
Дети
повторяют.
Теперь присядем.
Дети
садятся на ковер.
Три, два, раз! Начинаю свой рассказ!
Жила-была на небе большая синяя Туча. Она состояла из
множества капелек. Капельки были разные: грустные и ... веселые, маленькие и
... большие, добрые и ... злые, трусливые и ... смелые.
Дети подбирают
слова-антонимы.
Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке.
Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всем на
свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот.
И вот однажды Туча на выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная и отважная,
то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного. Хочешь?»
«Конечно хочу!» — кивнула своим озорным хвостиком Капелька и в ту же секунду
оказалась на земле.
С тучки снимается одна капелька.
Капля прыгнула с небес
И попала капля в лес.
Включается запись «Голоса весеннего леса».
Капля смелая была, Огляделась и пошла...
Дети выполняют фонопедическое упражнение «Прогулка».
Капля шла, шла, шла
И травиночку нашла.
Вот тропинка стала уже.
Появились на ней лужи.
Глубже в лес она зашла,
По сухой листве пошла.
Вот листва уж позади...
Что же будет впереди?
Дети ритмично
хлопают ладошками по
коленям и проговаривают «топ-топ-топ». Шлепают расслабленными ладонями и
проговаривают «шлеп-шлеп».
Трут
ладошку о ладошку
и проговаривают «ш-ш-ш».
Включается аудиозапись. Звучит крик филина или совы.
Вот что Капля услыхала..
Испугалась...
Задрожала.
Ей испуга не унять.
Капля бросилась бежать.
Хоть она и егоза,
Страшно ей открыть глаза.
Дети сжимаются в комок и дрожат.
Педагог называет место, где «пробегает» Капелька: тропинка
— листва — тропинка — лужа — листва, а дети в быстром темпе это озвучивают
(без проговаривания).
Крепко зажмуриваются. Выполняют упражнение для глаз.
Вот открылся правый
глаз...
Открывают
правый глаз.
Вот открылся левый глаз...
Открывают левый глаз.
Посмотрела
влево... вправо...
Выполняют
движения по
Вверх... и вниз... тексту.
Вот! Убежала!
Воспитатель проводит с детьми дыхательное упражнение
на расслабление.
Дети делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч,
и медленный выдох через рот со звуком «ха-а-а-а-а». Затем повторяют 3 раза.
Музыкальный
руководитель
Капле было страшновато? —
Подскажите-ка, ребята.
Кто это в лесу кричал?
Кто так Каплю напугал?
Дети отвечают.
Воспитатель
Нашей Капле стало скучно.
Ей позвать подружек нужно!
Песню весело споем
И подружек позовем!
Дети выполняют
пальчиковую гимнастику.
Дети
Капельки,
капельки,
Прыгайте в ладошки!
Поиграйте с нами,
Капи-Капитошки!
Музыкальный руководитель
Не сидится им опять.
Стали капли напевать.
Хоть капельки — одна семья,
У каждой песенка своя.
Организуется музыкально-ритмическая игра на развитие
слухового внимания и чувства ритма. В
игре используется металлофон.
Перестали
напевать.
Стали капли
танцевать!
Организуется ритмическая разминка «Капитошки»,
сопровождающаяся игрой на фортепьяно и треугольнике.
Воспитатель
Собирайтесь, капли, в круг!
Справа — друг и слева — друг!
Все мы вместе —
ручеек!
А теперь ручей потек!
Дети выполняют хореографическое упражнение на
ориентировку в пространстве «Ручеек». Затем воспитатель проводит занятие по
самомассажу «Ладошка-ладошка».
Музыкальный
руководитель
Наши ножки не стоят.
Танцевать они хотят.
Где не смогут ножки,
Помогут нам ладошки!
Пляшут лихо —чок-чок-чок —
Зубки все и язычок!
Проводится ритмический танец «Хлопушки-топотушки» в
комплексе с артикуляционными упражнениями.
Вот теперь вы поняли, что одному без друзей на свете
очень нелегко прожить. Наша любопытная Капелька это тоже поняла. А вы, дружные
ребята?
Дети отвечают.
Тогда повторяйте за мной то, что я вам буду говорить
шепотом:
Любим лес и любим луг!
Любим всех людей вокруг!
Воспитатель дергает за ниточку и капельки падают вниз,
их раздают детям на память.
Мы — веселые ребята!
Мы ребята-дошколята!
Дети повторяют фразы в полный голос |