Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
восприятие художественной литературы.
Цели: вызвать у детей желание узнать историю
возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней;
развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать бережное отношение к
предметам быта; формировать умение внимательно рассматривать картину (с
помощью вопросов воспитателя), рассуждать о её содержании; развивать умение
составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта
плана; упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании
описательных загадок на заданную тему; воспитывать умение внимательно
выслушивать товарища, не перебивать и не повторять сказанное им; оценивать
рассказы товарищей, аргументируя свой выбор; развивать внимание, память.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции
(радость, интерес) при участии в музыкальной игре «Не выпустим» (муз. Т.
Ломовой); поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; активно и
доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Материалы и оборудование: иллюстрации, изображающие
предметы быта; картинка «Ежи», элементы картины. ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ОБ ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ НА САЙТЕ "ПОЗНАЙКО": http://poznayko.at.ua/blog
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжим тему истории вещей, а поговорим о
современных предметах быта.
2. Беседа о предметах быта.
- Отгадайте загадку:
На одном конце говоришь, на другом слышат. (Телефон.)
- Какую роль играет телефон в нашей жизни?
- Телефон появился в 1876 году. Первые телефоны были
очень несовершенны. Сигнал мог идти не более чем на 10-12 км, и слышимость была
плохая. Затем появилось новое изобретение, которое вдохнуло жизнь в телефон:
это наушники и капсула с угольным порошком, которая служила для преобразования
звука в электрический сигнал. Тогда и началось триумфальное шествие телефонов
по планете.
Вначале это были большие, громоздкие аппараты, с
блестящими чашечками звонков, с ручками набора номера. Долгое время трубки для
речи и слуха были отдельные: одну прикладывали к уху, в другую говорили. А
какие разнообразные виды телефонов изобрели за его недолгую историю!
- Что интересного вы узнали о телефоне?
- Отгадайте загадку:
Ледяная гора, в горе нора,
В норе этажи. На каждом этаже
Что-нибудь лежит,
Всем холодно, да не голодно. (Холодильник.)
- Какую роль играет холодильник в нашей жизни?
- Какова биография холодильника? Люди приручили холод
давно. С незапамятных времён пищу хранили в подземельях, ямах, погребах. В
пещерах, где горел первобытный огонь, тоже умели использовать холод. В Древнем
Риме продукты клали в ящики с колотым льдом. Александр Македонский поддерживал
боеспособность своего войска, раздавая воинам охлаждённое питьё. А на Руси ещё в
VI веке при больших поварнях устраивали ледники, выложенные деревом. Ближайшим
предком современного холодильника был кухонный шкаф с отделениями для льда и
тепловой изоляцией. А что служило тепловой изоляцией? Опилки и пробковая
крошка. Но для кухонного ледника нужен был настоящий лёд. Долго бились над этим
изобретением. И вот в 1834 году родилась первая «льдоделательная машина», с
помощью которой получался искусственный лёд.
В 1887 году на Всемирной выставке в Париже
демонстрировался первый домашний холодильник. С каждым десятилетием
холодильник совершенствовался и хорошел.
- Что нового вы узнали о холодильнике?
- Отгадайте загадки:
• Раз проведёшь - все складки сотрёшь. (Утюг.)
• Вот так дом - одно окно: каждый день в окне кино. (Телевизор.)
- Какие еще предметы быта окружают нас?
3. Музыкальная игра «Не выпустим» (муз. Т. Ломовой).
4. Рассказывание по картинке «Ежи».
- Отгадайте загадку:
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая—
В серенькой одёжке
Ходит по дорожке. (Ёж.)
— Как вы догадались, что это ёж?
— Посмотрите на картину. Кто изображён на картине? (Ежиха
и ежата.) Как их можно назвать? (Ежиная семья.) Где они находятся? Какой лес?
Что делает ежиха? Что делают вот эти ежата? (Тащат червяка в разные стороны.)
Вспомните, что ещё едят ежи? (Мышей, ягоды, грибы, личинок, жуков.) Как вы
думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Учит добывать пищу,
охотиться.) Если она учит своих ежат охотиться, то как про неё можно сказать? (Умная,
заботливая, внимательная.) Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят
червяка? (Голодные, жадные, прожорливые.) Что делает вот этот ёжик? (Свернулся
в клубок.) Как вы думаете, почему он это сделал? (Испугался жука, спрятался от
него.) Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (Трусливый, боязливый, пугливый, слабый.)
— Мы с вами внимательно рассмотрели картину и теперь
будем составлять по ней рассказ. Причём по цепочке: начинает один, продолжает
другой, заканчивают третий и четвёртый ребёнок. Чтобы вам было легче
рассказывать, используйте план:
• Какое время года изображено на картине?
• Кто изображён? Где происходит действие?
• Что произошло со всеми ежами? Почему?
• Чем всё закончилось?
- Каждый из вас будет рассказывать только по одному
пункту плана. Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова,
которые уже прозвучали при рассматривании картины, и стремитесь рассказать
так, чтобы нечего было добавить.
5. Рефлексия.
- О каких предметах быта мы беседовали?
- Какую картину мы рассматривали?
- В какую музыкальную игру играли? |