ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОКОЛОВ НА РУСИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ. РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА «КАК МЫ ПОБЫВАЛИ НА ПОЧТЕ»
17.01.2012, 22:51
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении стихотворения Е. Шкловского и прослушивании музыкальных произведений Э. Грига, С. Чикобава, записи колокольного звона; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Материалы и оборудование: «Колокольчик» (сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава); запись «Колокольные звоны»; репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки». «Колокольные звоны» (муз. Э. Грига). Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента. - Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать? Слушание песни «Колокольчик» (сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава). Колокольчик! Колокольчик! На лугу со всех сторон Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. Колокольчик! Колокольчик! Неужели это ты Так звенишь и так трепещешь Там, где травы и цветы. Может быть, звонишь ты тоже Но твой звон не слышен нам, И понятен только пчёлам Роще, травам и цветам. 2. Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах. - Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце ІV века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Наше занятие посвящено этому поющему цветку. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Звучат колокола. Колокол - это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? - Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго... Какие материалы нужны для отливки? Требуются красная и зелёная медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти. Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают. Тихо звучит колокол... - Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши. Сохранившиеся древние колокола - это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится? - Самый большой колокол - Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду - от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. - Как вы думаете, отчего зависит звук колокола? - Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон - это целая наука. Благовест - если мерные удары в большой колокол - это призывает к началу службы. Трезвон - несколько или все колокола вместе - после благовеста. Перезвон - во все голоса, но по очереди - перед водосвятием. Красный звон - целый день на большие праздники. Слушание колокольных звонов. - Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях? - Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой Охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры - колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников - о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь. Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола - символа нашей Родины. Послушайте стихотворение: Слышу вас, колокола, Над землёю. Против горя, против зла Вы со мною Сколько веры и тепла! Сколько силы! До чего же вам мила Мать-Россия! Вам и роща дорога, И былинка, И дорога на века, И тропинка, И могучий богатырь, И старушка, Златоглавый монастырь И церквушка, Вы слышны и мудрецу, И ребёнку. Вы летите ко дворцу И в избёнку Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай! Словно с неба Божий глас – Прямо в души. Позабудутся на миг Боль да горе. Озарится светом лик В каждом взоре. Раскрываются сердца. Люди-братья. Словно не было конца И распятья, Словно не было потерь И печали – Снова радуйся и верь, Как вначале, И для жизни собирай Снова силы, И сражайся и страдай Для России. Г олоса колоколов, Словно пламя, Как свидетели веков Все вы с нами, То ль сомнения вас жгли, То ли беды – Всё равно вы с нами шли До победы. Всё призывней, всё сильней Всё набатней, Всё соборней для людей, Всё понятней. Собирает он народ Воедино И на подвиги зовёт Исполина. А вослед ему звучат Говорливо Колокольчиков-внучат Переливы. Никогда ваш гул и стон Не остынет – Потому что боль жива В вашем сердце, Потому что знали вы Слёзы жизни И страдали для любви, Для отчизны. Так взлетайте вновь и вновь В купол синий, Чтоб всегда жила любовь Над Россией. Е. Шкловский 3. Слушание музыки. «Колокольные звоны» Э. Грига. 4. Рассказывание детьми из личного опыта «Как мы побывали на почте». - Доскажите словечко: Напишите адрес чётче И отправьте всё по почте. На дом всё доставит он – Просто Печкин ... (почтальон). - Когда вы были на почте? - Что вы видели на почте? - Кто работает на почте? - Какую работу выполняют почтальоны? - Как правильно отправить письмо, телеграмму, открытку? - Найдите у меня на столе письма, телеграммы, открытки. 5. Рефлексия. - Назовите музыкальный символ России. (Колокол.) - Колокола звонят в праздники. Кто доставляет наши поздравления по почте? (Почтальон.)