Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка
(самопознание, самовоспитание собственной личности);
2. Задачи на развитие связной речи: распространение
предложений, составление предложений по вопросам, опорным словам;
составление небольшого рассказа-описания своей
внешности;
формирование словаря и грамматического строя: усвоение
притяжательных местоимений, закрепление навыка согласования прилагательных с
существительными;
усвоение глагольной лексики;
совершенствование речи в форме диалога (при показе
детьми сценки работа над выразительностью исполнения). 3. Воспитательные
задачи:
развивать способность понимать эмоциональное состояние
другого человека;
с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого
ребенка проводить коррекцию его эмоциональной сферы.
Материал к занятию. Зеркала на всех детей, маленькая
ширма, куколка, рамка картины, костюм Бабушки-Загадушки, карандаши, бумага.
Предварительная работа. Проведение этических бесед
«Вежливые слова», «Об уступчивости», «Поведение в общественных местах» и т.д.,
чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки
Мойдоды-ра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы». Разучивание с детьми
сценки «Про нос и язык» (по Е. Пермяку).
Ход занятия Игра «Кто кем был?»
Дети стоят шеренгой и выслушивают задания воспитателя.
Тот, кто ответил, садится.
Воспитатель. Скажите, ребята, кто кем был раньше?
{Показывает картинки.)
Воспитатель. Как вы думаете, кем был этот дедушка?
Дети. Взрослым мужчиной, папой. Воспитатель. Кем он был до этого? Дети. Юношей,
мальчиком.
Воспитатель. Значит, можно сказать, что дедушка раньше
был мальчиком, ребенком. Догадайтесь, кто кем был?
Воспитатель. Курица была...
Дети. ...яйцом.
Воспитатель. Помидор...
Дети. ...семечком.
Воспитатель. Стол...
Дети. ...деревом.
Воспитатель. Платье...
Дети. ...хлопком.
Воспитатель. Лошадь...
Дети. ...жеребенком.
Воспитатель. Хлеб...
Дети. ...зерном.
Воспитатель. Рыба...
Дети. ...икринкой.
Воспитатель. Милиционер...
Дети. ...ребенком.
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Ребенок. Сейчас ранняя весна.
Воспитатель. Как сохранить свое здоровье весной?
1-й'ребенок. Нужно больше бывать на воздухе.
2-й ребенок. Принимать витамины.
3-й ребенок. Соблюдать режим дня, закаляться.
4-й ребенок. Содержать в чистоте себя, свою одежду, квартиру.
Воспитатель. Вас ожидает сюрприз. Закройте глаза (наряжается
в костюм Бабушки-Загадушки).
Бабушка-Загадушка. Откройте глаза, мои внучатки! Это я
к вам в гости пришла, Бабушка-Загадушка.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои
стихи-загадки?
Где отгадка,
там конец.
Кто подскажет — молодец!
Загадка
Ванька-встанька из волчка
В нем увидит толстячка.
Иностранка кукла Синди
В нем красавицу увидит;
Ну а мой знакомый Сашка
В нем увидит замарашку.
(Зеркало.)
Бабушка. Верно, верно! Угадали! Загадушка. Будто где
его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
Раздает детям зеркала.
Попробуйте, ребятки,
Разгадать мои загадки.
Никто ответ не подскажет,
А зеркало вам их покажет.
Загадки
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши.)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза.)
За красными жердочками сидят белые курочки. (Рот:
губы, зубы.)
Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Бабушка-Загадушка. Какое слово среди ваших ответов
было лишнее? Почему?
Дети. Это слово «улыбка». Остальные слова означают
части лица человека.
Дидактическая игра «Мой, моя, мое»
Бабушка-Загадушка. Возьмите зеркала и рассмотрите свои
лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)Какие у тебя глаза? (Мои глаза
серые, большие, красивые...) Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длинные,
блестящие...) Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый,
курносый...) Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккуратный...) Какие у тебя
уши? (Мои уши небольшие, красивые... )
Бабушка-Загадушка просит двоих-троих детей описать
свое лицо полностью.
У человека два глаза, два уха, а вот нос один и рот
один. Как вы думаете, почему?
Инсценировка «Про нос и язык» (по Е. Пермяку)
Воспитатель. У Кати было два глаза, два уха, две ноги,
а язык один и нос тоже один.
«Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня
всего по два, а язык один и рот тоже один?»
«А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы
ты больше ходила, меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала».
Бабушка-Загадушка. Для чего человеку руки? (Ноги?
Голова? Глаза? Уши? и т.д.)
Рекламная
пауза «Тренируйся,
если хочешь быть здоров»
Один из детей демонстрирует «шпагат», «мостик»,
«ласточку» или др.
Дидактическая игра «Один —много» (в кругу с мячом)
Бабушка-Загадушка. Умные вы, внучатки! А знаете ли вы, как правильно сказать? Поиграйте
с бабушкой в мяч.
Бабушка-Загадушка. В моей сумочке есть отгадка вот на
эту загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь — будет спать
День, и два, и даже пять.
(Кукла.)
Бабушка достает из сумки куколку.
Дидактическая игра «Большой —маленький»
Бабушка-Загадушка. Рассмотрите мою куколку, какая она
хорошенькая, маленькая. Моя куколка очень любит в прятки играть. Ох, уже
спряталась! (Из-за ширмы торчит одна ручка, затем выставляются другие части
тела куколки.)
Бабушка-Загадушка. У вас, ребятки, есть рука, а у
куколки?
Дети. Ручка.
Бабушка-Загадушка. У ребенка — нога, а у куколки?
Дети. Ножка.
Бабушка-Загадушка. У ребенка — голова, а у куколки?
Дети. Головка.
Бабушка-Загадушка. У ребенка — шея, а у куколки?
Дети. Шейка.
Бабушка-Загадушка. У ребенка — ухо, а у куколки?
Дети. Ушко.
Бабушка-Загадушка. У ребенка — нос, а у куколки?
Дети. Носик.
И т. д .
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Бабушка-Загадушка. Куколка, у меня в семье пять
человек, ровно столько, сколько пальцев на руке:
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(Пальчики загибаются по очереди, начиная с большого.)
Бабушка-Загадушка. Какие веселые у вас пальчики и на
руках, и на ногах! Обведите их, дорисуйте и подарите эти веселые картинки своим
бабушкам.
Куколка. Моя семья дружная, веселая, трудолюбивая,
но... (Плачет.) О-о-о!
Бабушка-Загадушка. Почему ты плачешь, малышка?
Куколка. Меня обижает один мальчик. Он драчун, неряха
и лентяй. Даже игрушки не убирает на место!
Бабушка-Загадушка. Наверное, он никогда не смотрится в
зеркало и не видит себя со стороны. У меня есть рамка зеркала. Давайте покажем,
какими бывают некоторые дети.
По отгадывании каждой загадки дети изображают с
помощью мимики и движения отгадки.
Загадки
Этому мальчишке доверять нельзя никак. Что ни скажет
язычишко — Все неправда, все не так. (Врун.)
Он привык всегда, везде
Думать только о себе. (Эгоист.)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про саму себя
Не расскажет, промолчит. (Ябеда.)
Ах, как часто нужно нам
С кем-то чем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!»?(Жадина.)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня... (Зазнайка.)
Воспитатель. А теперь все постарайтесь изобразить
такого лентяя.
Лентяй
Две руки хлопают,
Дети выполняют соответствующие движения.
Две ноги топают,
Два локотка вращаются,
Два глаза закрываются.
Мой дружок такой лентяй,
Развести руки в стороны.
Только отдых подавай!
Присесть, руки под голову.
Бабушка-Загадушка. Что бы вы посоветовали таким детям?
Дети. Нужно постараться исправиться, и тогда все будут тебя любить.
Бабушка-Загадушка. Есть один веселый детский писатель
Г. Остер, который очень любит давать детям советы. Вот послушайте:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет,
К старости сама собою
Облысеет голова.
Воспитатель. Как можно назвать такие советы? Писатель
назвал их «вредными»:
Игра «Вредные советы»
Воспитатель. Если бы вы стали давать «вредные советы»
другим'детям, что бы вы им посоветовали? Как чистить зубы?
Дети. Взять напильник и почистить, и заточить. Можно
чистить мелкими камешками.
Воспитатель. Как убирать за собой постель?
Дети. Просто выбросить в окно. Скомкать и поиграть в
футбол.
И пр.
Бабушка-Загадушка. Весело ли вам, ребятки?
Моим загадочкам — конец, А кто отгадывал их...
(молодец)! Совсем стара я стала, склероз замучил. Расскажите бабушке, чем вы
сегодня занимались, что нового узнали?
Этюд «Что такое счастье?»
Воспитатель. Люди могут испытывать разные чувства.
Попробуйте сейчас испытать и показать.
Осторожность Воспитатель. Передайте друг другу тяжелую
хрустальную вазу -так, чтобы она не разбилась.
Страх
Воспитатель. Вы гуляете по лесу и вдруг... по ноге
проползла холодная ядовитая змея!
Веселье
Воспитатель. Веселый клоун в цирке вас сильно
рассмешил.
Печаль, грусть Воспитатель. Ваш друг заболел и не
пришел в детский сад.
Радость
Воспитатель. Вы получили пять «пятерок» на уроках в
школе за один день!
Счастье
Воспитатель. Закройте глаза. Вспомните или придумайте
сами, когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза! Покажите
счастье и расскажите, когда вы испытывали такие чувства.
Дети по-разному выполняют задания. Оценить каждого:
интересно, необычно, непохоже на остальных.
Игра «Живая радуга» Воспитатель. Закройте глаза.
Представьте себе, какого цвета... смех...
Дети. ...красный.
Воспитатель. Боль...
Дети. ...черный.
Воспитатель. Доброта...
Дети. ...розовый.
Воспитатель. Печаль...
Дети. ...серый.
Воспитатель. Красота...
Дети. ...голубой, перламутровый.
Воспитатель. Ложь...
Дети. ...коричневый.
Воспитатель. Счастье...
Дети. ...волшебный переливающийся цвет.
Игра «Мир без тебя»
Дети образуют круг, в центре один ребенок. Ему предназначаются
слова-комплименты остальных детей.
Воспитатель. Мир был бы без тебя неинтересен, потому
что ты...
Дети. «...Красиво поешь.» — «...Знаешь много игр.» —
«...Хорошо танцуешь.» — «...Нарядно одеваешься.» — «...Умеешь дружить.» — «...У
тебя красивые глаза» и т.д.
Игра «Что было бы...»
Воспитатель. Что было бы, если бы вдруг на земле
пропали все люди?
Дети. Было бы скучно, неинтересно и зверям, и птицам.
Никому не нужныбы стали дома и машины. Везде бы валялись одежда и обувь...
Воспитатель. Что было бы, если бы к нам прилетели
разные волшебники и начали колдовать: сделали бы всех людей маленькими, как
насекомые?
Дети. Людей могли бы склевать птицы. Они бы могли
утонуть в лужах. Таким людям трудно найти еду...
Воспитатель. А если бы сделали бы всех людей большими,
как небоскребы?
Дети. Не найти такой большой одежды, еды. Негде жить —
дома-то маленькие. Везде были бы очереди за водой и в магазин, все бы толкались
и не помещались...
Воспитатель. Каким бы волшебником ты хотел стать,
добрым или злым? Что бы ты тогда сделал?
1-й ребенок. Я купил бы три машины, и чтобы не было
войны.
2-й ребенок. Я бы сделала, чтобы мои рыбки никогда не
умирали.
3-й ребенок. Я бы купил много мороженого.
4-й ребенок. Я бы сделала, чтобы в магазинах все стало
бесплатно.
5-й ребенок. Я бы стал космонавтом.
6-й ребенок. Я бы хотела, чтобы люди не болели и не
умирали.
Воспитатель. У героев разных сказок были волшебные
друзья, помощники и защитники. Назовите их.
1-й ребенок. У Малыша есть Карлсон.
2-й ребенок. У Элли — Железный Дровосек, Страшила и
Смелый Лев.
3-й ребенок. У Незнайки — его друзья.
4-й ребенок. У жителей овощно-фруктовой страны —
Чиполлино.
Воспитатель. Я уже давно мечтаю о том, чтобы у каждого
человека была чудесная куколка, которая помогала бы ему в трудную минуту. Если
ребенок ушибся, она бы шептала ему: «Не бойся, все пройдет». Если кто-то вас
обидит, куколка успокоит: «Не расстраивайся, твой друг поймет свою ошибку и
извинится». Давайте попробуем придумать такую чудесную куколку. Какая она
будет? Как вы ее назовете? Будет ли она похожа на вот такую папаму?
ПАНАМА
Поссорились
с мамой,
От
папы попало
—
И
мы прошептали:
«Папама,
папама!» —
Он сразу явился —
Усатый и добрый,
Такой румяный,
Что даже съедобный.
На нем — голубая Панама,
А сам он — такая Папама!
Папама для нас
Превращается в пса.
Пожалуйста! —
Мы для него — колбаса.
Папама для нас
Стал горбатым верблюдом.
А мы для него...
...А мы для него Колючками стали
Каким-то чудом.
А главный фокус,
Любимый самый:
Папама для нас
Стал и папой, и мамой!
Воспитатель. Как же нам придумать такого волшебного
человечка?
Дети. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи».
Воспитатель. Поставьте карточку «Куколка» в первый
кармашек. Достанем по одной карточке из каждой серии.
1-й ребенок. Движение — юла. Наш человечек умеет
быстро вертеться.
2-й реббнок. Материал — бант. Он будет сделан из
ткани.
3-й ребенок. Звуки — мешочек со смехом. Он будет весело
смеяться.
4-й ребенок. Запах — конфета. Человечек будет пахнуть
конфетами.
Игра «Хорошо — плохо»
Воспитатель. Что хорошо в такой куколке?
Дети. Она из ткани, такая мягкая, уютная. Очень
шустрая, может быстро повернуться в любую сторону, может, как юла, пройтись по
всей комнате. Она очень веселая, смеется, и всем становится весело. От нее
пахнет конфетами, а все дети любят такой запах...
Воспитатель. А что плохого в такой куколке?
Дети. Если материал непрочный, он может порваться.
Глядя, как она все время вертится, и голова может закружиться. Если мне
грустно, а она будет хохотать, я на нее обижусь. Если переешь конфет, а она
опять будет пахнуть конфетами, то может даже затошнить...
Воспитатель. Как исправить плохое?
Дети. Надо ее сшить из очень прочной ткани, научить
просто ходить, а вертеться только тогда, например, когда будет музыка. Пусть
смеется тогда, когда и другим весело. В животике пусть будет место, куда
наливать жидкость с разными запахами, а не только конфет...
Воспитатель. Как вы будете играть с новой куколкой?
Придумайте ей имя. В чем она сможет вам помочь?
Задание. «Нарисуем для себя куколку-помощницу,
хорошего дружка и расскажем о нем».
Дополнительный материал
Замарашка
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу — на ладошках,
На щеках — картошку,
На носу — морковь взойдет —
Будет целый огород.
Девочка-копуша
Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два — умывалась,
Три — вытиралась.
Утром завтракать пошла,
Только к ужину пришла!
|