ХАРАКТЕРИСТИКА ЗИМНИХ МЕСЯЦЕВ: ЯНВАРЬ И ФЕВРАЛЬ. РИСОВАНИЕ ОБРАЗА ДЕРЕВА «КРАСИВОЕ РАЗВЕСИСТОЕ ДЕРЕВО ЗИМОЙ»
07.04.2012, 11:42
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы; создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение; закреплять умение использовать разный нажим на карандаш (мелок) для передачи более светлых и более темных частей изображения. Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки зимнего времени года, сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения «Песня жаворонка» П. И. Чайковского; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование дерева «Красивое развесистое дерево зимой»). Материалы и оборудование: карандаши (цветные восковые мелки), бумага белая или любого бледного тона размером в альбомный лист; иллюстрации, репродукции с изображением деревьев. Содержание организованной деятельности детей 1. Беседа о зиме по вопросам. - Какими красками пользуется зима? - Как вы думаете, чем пахнет зима? - Когда она наступает? - Какие признаки зимы вы знаете? - А сейчас отгадайте загадки и назовите зимние месяцы. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке. Дни его - всех дней короче, Всех ночей, короче ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт Мы встречаем Новый год. - В царстве Зимушки-красавицы поссорились два зимних месяца - Январь и Февраль. Они спорят, кто же из них важнее и нужнее. Давайте их помирим. Покажем, что каждый зимний месяц очень важен. Итак, отправляемся в царство Зимушки-красавицы. 2. Характеристика зимних месяцев: январь и февраль. Наблюдение за природой. - На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз Брызнешь воду - упадёт, Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится: От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? - Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины. Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну, так что за месяц это? - Февраль называли «лютый», так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. - О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? - Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»? - Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. - А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - «наст», на дорогах гололедица. - На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома - изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. - Так что же нам зима принесла в подарок? (Снежинки.) - Что такое снежинки? На что они похожи? - Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы превращаются в снежную пыль. Когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа. Снежинки, падая на землю в тёплые дни, лепятся друг к другу и образуют крупные хлопья. - В некоторых календарях указывают такие названия: Предзимье, Глухозимье, Предвесенье. - И вот мы пришли на полянку «Народной мудрости». Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы? (Ответы детей.) Послушайте пословицы и поговорки, объясните их значение. • Зимний денёк с комариный носок. • Хороший снежок урожай сбережёт. • В зимний холод всякий молод. • Снегу надует - хлеба прибудет. • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт. • Мороз велик, да стоять не велит. • И в сильный мороз работа согреет. • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. • Новый год - к весне поворот. • Береги нос в большой мороз. 3. Слушание музыки. «Песня жаворонка» (муз. П. И. Чайковского). 4. Рисование образа дерева «Красивое развесистое дерево зимой». - Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках. - Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет. Много веток укрыты снегом и инеем.) - Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.) - Давайте нарисуем развесистое дерево зимой. Какие цветные карандаши нам потребуются? (Синий карандаш нужен, чтобы изобразить снег. Коричневый карандаш нужен, чтобы нарисовать ствол и ветви дерева.) - Все ли ветки дерева одинакового цвета? Какие веточки кажутся светлее? (Те веточки, которые укрыты снегом.) - Как это передать в рисунке? (Для этого не надо сильно давить на карандаш.) 5. Рефлексия. - Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные работы. Объясните свой выбор.