Программное содержание: уточнить представления детей о
бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям,
из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она
бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать,
из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации
— умении составлять и склеивать предмет из частей.
Материал и организация занятия. Дети распределяются
вокруг четырех столов, посреди которых лежат стопки из шести бумажных изделий.
На одном столе — стопка салфеток, на другом.— альбомы для рисования, на третьем
— детские книги, на четвертом — листы разноцветной бумаги. Подготовлены
индивидуальные наборы для аппликации «Елочка», кисточки и клей; игрушечная
елочка.
1-я часть. Воспитатель предлагает детям, сидящим за
одним столом, взять в руки и рассмотреть бумажные изделия. Затем поднять эти
предметы высоко и показать всем. Задает вопросы: «Что это такое? Из чего
сделаны (салфетки, книги и др.)? Для чего они нужны? Из какой бумаги
изготовлены салфетки (книги и т. д.)? Какая бумага и как про нее можно
сказать?»
Воспитатель помогает детям определить и назвать цвет
бумаги, ее мягкость или жесткость, степень плотности и другие качества. Сам
делает обобщение, подчеркивая особенности бумаги и ее функциональное
назначение. Например: «Книги сделаны из плотной, толстой белой бумаги, чтобы
детям было легко читать и рассматривать книгу — она долго не порвется». Или:
«Салфетки сделаны из тонкой белой и мягкой бумаги. Такой бумагой легко и приятно
вытирать рот после еды. Салфетки легко впитывают в себя капли чая, молока».
После того как будут рассмотрены все предметы, воспитатель
делает общее заключение: «Вот как много разных предметов сделано из бумаги!
Бумага очень важный материал, она нужна людям. Бумагу надо беречь и экономить,
ее не следует рвать и пачкать. Делают бумагу из древесины. Для этого
используются деревья, которые растут в лесу. Когда вы станете старше, то
узнаете еще много интересного и про бумагу, и про бумажные изделия, и про
древесину, из которой их делают».
Раздается стук в дверь, «приходит» Елочка в виде
девочки, наряженной в бумажные платочек и фартучек. Воспитатель встречает ее,
здоровается и выражает радость от того, что она пришла. Говорит, что дети
сейчас сами будут выклеивать елочки. Рассматривает Елочку, отмечает, что она
красивая, фартучек у нее сделан из плотной бумаги, а платочек — из мягкой,
салфеточной.
2-я часть. Дети встают и относят предметы, которые они
рассматривали, на стол педагога. Затем берут комплекты для аппликации «Елочка»
(этот организационный момент заменяет физкультминутку). Воспитатель сообщает,
что сейчас все ребята будут составлять и наклеивать елочки — каждый на своем
листе бумаги. Затем они украсят елочки снегом или елочными игрушками. Кто
пожелает сделать свою ель живой (как на участке), тот украсит ее снегом и
шишками, а на землю положит сугроб. Кто пожелает сделать свою елочку
искусственной, тот нарядит ее игрушками, а снизу приклеит крестовину, чтобы
дерево прочно стояло на полу. Потом из всех детских работ будет сделан один
общий альбом — книжка под названием «Елочка».
Воспитатель дает указание сначала выложить елочку на
бумаге, начиная снизу (со ствола), а затем, начиная с верхней детали, приклеить
ее. Вместе с Елочкой помогает детям. Если занятие затянется, то украшение
елочки можно перенести на вечернее свободное время. Важно, чтобы воспитатель
предоставил каждому ребенку возможность самостоятельно осуществить выбор:
сделать елочку живой (и тогда украсить ее шишками и снегом) или превратить в
искусственную (и тогда нарядить ее).
После того как все работы будут готовы, воспитатель в
присутствии детей делает обложку для коллективного альбома. Дети помогают
украсить ее, приклеить название «Елочка», сделать надпись типа «Альбом сделан
детьми и воспитателем (ФИО) средней группы я/с №...». При изготовлении обложки
взрослый обращает внимание детей на то, что для этой цели используется очень
плотная бумага или даже картон, чтобы альбом сохранился надолго, так как он
будет стоять в книжном уголке и его все будут рассматривать. Затем воспитатель
сшивает страницы и обложку в альбом. В дальнейшем при рассматривании альбома
воспитатель может записать короткий рассказ каждого ребенка о своей елочке, не
забыв при этом указать фамилию и имя автора. |