Воспитатель. Предлагаю всем нам отправиться
в небольшой поход в волшебный лес. А что нужно для похода? Собираем рюкзак
(корзина с игрушками, стаканчики и чайник с водой), выбираем одежду- (одежда
для прогулки) -и вперед...
Дети собираются на прогулку.
Прогулка «Туристический поход».
Воспитатель. Туристы готовы? Но сначала
нам нужно произнести волшебные слова.
Воспитатель в первый раз
произносит стихи один, во второй раз дети повторяют за ним.
Мы в поход сейчас пойдем.
Всех друзей с собой возьмем.
Рюкзаки и фляжки взяли.
По тропинке побежали.
Мы ногой два раза топнем.
Громко все в ладоши хлопнем.
Пять, четыре, три, два, раз –
Все туристы мы сейчас!
Воспитатель. Ну что ж, туристы, в путь!
Как правило, у детских садов
достаточно большая территория, однако дети гуляют на своих закрепленных
участках. Мы предлагаем провести небольшую прогулку по территории всего
детского сада, делая остановки на спортивной площадке, на участках других
групп, в зеленых уголках. Постарайтесь разработать маршрут таким образом,
чтобы не мешать детям из других групп.
Воспитатель. Мы сегодня в лес пойдем.
Много там друзей найдем.
Сколько птичек и зверей!
Назови-ка их скорей.
Мы с вами попали на звериную
тропу. По ней часто ходят разные звери, а какие, вам надо угадать.
Желающим воспитатель раздает
карточки, на которых нарисованы животные леса. Карточку должен видеть только
один ребенок. Он должен при помощи жестов, мимики и пантомимики изобразить
животное так, чтобы другие смогли его отгадать. Например:
Медведь (ребенок идет вперевалку,
медленно, поглаживает животик, косолапит).
Бабочка (изображает усики, машет
руками, как крыльями, «летает» с места на место).
Бобер (изображает, как грызет
дерево, показывает два передних зуба).
Заяц (прыгает мелкими прыжками,
руки на уровне груди).
Божья коровка (изображает кружочки руками,
показывает, какая она толстая, с крылышками).
Лучше брать животных, которых
трудно угадать с первого раза. Тогда игра становится более интересной и
захватывающей. Все картинки отгаданных животных воспитатель складывает в
корзинку или рюкзак.
Boспитател ь. Вот так тропа! Сколько на ней разных животных, зверей, птиц!
Идем дальше?
Дети переходят к следующему
участку по выбору воспитателя.
Воспитатель. Мы попали с вами на поляну
знаний. На ней лесные жители оставили для нас задания. Готовы вы их выполнить?
Зверята оставили вам пословицы и поговорки о лесе. Нам нужно объяснить их
значение.
Подготовьте карточки с текстом
заранее. Воспитатель зачитывает пословицу, дети поясняют ее содержание. В том
случае, если дети не справляются с заданием, помогите, подскажите им, но не
объясняйте все за них. Учите детей рассуждать, мыслить логически. Примеры
пословиц и поговорок мы приводим ниже.
Лес не школа, а всех учит.
Срубили кусты - прощай, птицы.
Дерево ценят по плодам, а
человека - по делам.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Рощи да леса - всему краю
краса.
Дерево держится корнями, а
человек - друзьями.
Воспитатель- Молодцы, справились с
заданием!
Все карточки сложите в
корзину. Они пригодятся при подведении итогов дня.
Воспитатель. Идем дальше?
Задание подготовлено для
спортивной площадки.
Воспитатель. Ну вот, перед нами первое
препятствие: лесная речка. Она хоть и неглубокая, но вода в ней холодная, поэтому
нам надо перебраться через нее не замочив ног.
На усмотрение воспитателя,
учитывая инвентарь детского сада и оснащение спортивной площадки, детям дается
задание: перебраться по воздушной лестнице, проскакать на одной ножке по
камешкам, перейти по бревну. Главное, чтобы все дети могли справиться с
заданием. Следите за тем, чтобы дети выполняли задание по очереди, не толкаясь
и не обгоняя друг друга.
Воспитатель. Настоящие спортсмены! Никто
не намочил ноги? Тогда идем дальше.
Наверняка на территории
детского сада есть большое раскидистое дерево. Устройте следующую остановку
под ним.
Воспитатель. Посмотрите, какой красивый
зеленый уголок! Предлагаю устроить привал и немного отдохнуть. На нашей полянке
спрятались маленькие жители. Они живут под деревьями или на старых пнях. Они
ребята дружные, поэтому растут целыми семейками. Бывают яркими, с красивыми
шляпками. Кто догадался, о ком я говорю? (Грибы.)
Грибное царство огромно и
разнообразно, но все ли грибы можно есть? (Нет.) Почему? (Есть несъедобные, которыми
можно отравиться.) На какие две группы можно разделить все грибы? (Съедобные и несъедобные, в
том числе ядовитые.) Скажите, какие правила сбора грибов вы знаете?
После ответов детей обобщите
все сказанное, еще раз повторив все правила.
Воспитатель. Давайте повторим все правила.
Никогда не нарушать грибницу.
Для этого срезайте гриб ножичком.
После сбора грибов обязательно
вымойте руки.
Не рвите и не разоряйте
ядовитые грибы. Они служат пищей для жителей леса.
Не срывайте незнакомые грибы.
Они могут быть ядовитыми.
Воспитатель. У меня подготовлены картинки
с изображением грибов. Давайте в наше лукошко соберем только те, которые
можно есть, а остальные оставим в лесу.
Воспитатель показывает
изображение гриба, дети называют его. Если дети не знают название гриба, то
воспитатель помогает им и затем рассказывает об этом грибе. Показывать не
больше 10 картинок, иначе у детей пропадет интерес. Можно заменить картинки
загадками о грибах или сочетать изображения, загадки и стихи о грибах.
ОЙ, какой грибок хороший.
Ярко-красненький, в горошек!
Будет супчик ароматным
И на вкус таким приятным...
Только слышен дружный хор:
—Нет! Ведь это — ... (мухомор)
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
- Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот крепкий ... (боровик).
Скромный, тоненький и
бледный...
Только гриб, представьте,
вредный.
Попадет грибочек в суп -
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную ... (поганку).
Воспитатель. Молодцы! Туристы, готовы
двигаться дальше? Побежали!
Дети возвращаются на свой
участок.
Воспитатель. Мы с вами совершили настоящее маленькое путешествие, узнали
много нового, интересного. А теперь давайте немного подвигаемся.
На участке с детьми можно
провести различные подвижные игры. Мы предлагаем вам считалочку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Я начну друзей считать:
Таня, Вова и Наташа,
Стас, Серёжа, Галя, Маша.
Все умеем мы дружить.
Выходи, тебе водить!
Для смены вида деятельности
можно загадать детям на прогулке загадки. Вместе с традиционными загадками поиграть
с ребятами в загадки-обманки, в которых ответ не рифмуется с предыдущими
строчками.
ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ
Ах, какой чудесный вид:
На цветке цветок сидит!
Машет крыльями в колечках
Ярко-жёлтая ... (бабочка).
Кто звенит над самым ухом?
Кто назойлив, словно муха?
Песню «з-з-з» всегда поет
Этот вредный... (комар).
С чистым я здоровым буду:
Можно петь, играть повсюду.
Ну а если загрязнён.
Задыхаюсь быстро в нём.
Жизнь исчезнет на планете,
Если грязным будет... (воздух).
Голубое-голубое
Над тобой и надо мною.
Высоко над головой
Целый мир большой, живой,
Облака и солнца лучик.
До чего прекрасно ... (небо).
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАГАДКИ
Он летает выше туч,
Он коварен и могуч.
А бывает неприметен –
Озорник, проказник... (ветер).
Что такое, что случилось?
Небо в кашу превратилось.
Каша так бела, легка.
Как барашки ... (облака).
Что за бусинки-слезинки
Утром вспыхнули в травинках.
Как чистейшая слеза?
Эти капельки -... (роса).
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился ... (одуванчик)
Вертолетик лёгкий, быстрый,
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо -... (стрекоза).
Дождь идет. Из тучи серой
Луч блеснул полоской белой.
Грохот, «выстрелы» кругом.
Это молния и ... (гром).
1. Чтение сказки «Одуванчики».
Сразу после полдника, пока
заняты столики, можно предложить детям послушать сказку. Предложенная нами
сказка небольшая, тематическая и поможет логически перейти к следующему виду
деятельности.
Воспитатель. Ребята, скажите, какие цветы
у нас растут в лесу? (Ответы детей.) На самом деле цветов довольно много. Все они разные:
яркие и скромные, большие и совсем крошечные. Но все они по-своему красивы. Не
рвите яркие цветочки, сохраните эту красоту для других. А сейчас я предлагаю
вам послушать сказку про необычные цветы, которые сначала ярко-желтые, а потом
становятся белым пушистым шариком. Кто догадался, о каком растении идет речь?
ОДУВАНЧИКИ (сказка)
Зябким студёным утром
Солнышко, выглянув из-за тучки, очень удивилось. Вчера, гуляя но небу, оно не
увидело ничего интересного. А сегодня...
Маленькие тёмные проталины,
словно кляксы, были разбросаны по снежной глади земли тут и там.
- Как же так? Неужели весна на пороге? Не рановато ли?
-забеспокоилось Солнышко.
Однако, оглядев всё вокруг,
решило: -Да. Весна пришла!
Обрадовавшись такому открытию.
Солнышко засмеялось и ласково погладило землю. Почувствовав, как снег под его
лучами тает, превращается в грязноватые лужицы, оно довольно улыбнулось и,
скорчив весёлую рожицу, покатилось по небосводу.
Ему ужасно надоела белоснежная
постель зимы, хотелось разноцветного веселья, лёгкого аромата, сочной зелени и
чего-нибудь неожиданного, таинственного.
Солнышко размечталось и не
заметило, как один за другим пролетели несколько дней. Однажды утром, снова
взглянув вниз, оно увидело, что земля вновь изменилась. Она стала сочно-коричневой,
покрылась изумрудными лужайками, а на деревьях появились первые клейкие
листочки.
- Ах! - воскликнуло Солнышко. - Ну что за прелесть! Как всё
чудесно!
От восторга лучики запрыгали
крошечными радужными зайчиками по веткам оживших деревьев, юркими ужиками
скользнули в земляные расщелины, мягко коснулись бархатной травы.
Лишь зелёный островок под
раскидистой ивой, растущей около шустрой речки, показался Солнышку грустным.
Трава на нем
была примята и росла неровно, словно кто-то грубо выдернул тонкие волоски из зелёной причёски.
Солнышко надуло губки и
дохнуло теплом в самую середину большой проплешины.
Через пару дней, снова
заглянув под иву, оно увидело густую молодую щетину зелени. Несколько
разлапистых росточков, протягивающих к нему свои худенькие ручки, словно молили
о чём-то.
- Ах вы лапушки!
Сейчас я вас согрею! - умилилось Солнышко.
Мягкой светящейся лапой оно
погладило ростки, стараясь согреть малышей.
Каждый день, выходя на
прогулку, Солнышко навещало своих подопечных. Они росли дружно, весело,
наряжаясь в тёмно-зелёные шелковистые сарафаны.
Случилось так, что целых три
дня в небе разгуливали Тучи, приплывшие, чтобы обсудить, когда можно будет
умыть землю и всё вокруг дождём. Под грозными взглядами хмурых носатых Туч
Солнышко сидело в своей светёлке и даже одним глазком не смотрело на землю. А
когда Тучи, рассорившись и пролившись дождиком, разбежались, оно вновь
заглянуло на знакомую полянку.
Чудеса! Вся поляна была
покрыта золотыми кружочками! Словно целый выводок маленьких цыплят разбежался
по лужайке.
Пушистиков было так много,
что Солнышку захотелось сплести венок
и покрасоваться в зеркальной глади речушки.
- Они так похожи на меня, эти пушистики, - обрадовалось
Солнышко. - Это мои детки, земные солнышки - одуванчики. Ах, какое лёгкое имя я
им придумало!
Каждое утро Солнышко заглядывало
под иву и подмигивало малышам. Оно посылало им свой горячий воздушный поцелуй,
а в ответ одуванчики восторженно приветствовали его, весело потряхивая
кудряшками.
Отзвенела заливистыми
птичьими голосами весна. Звонкие переливы подхватило лето, закружив хороводы
пёстрых цветов. Пчёлки, бабочки, мошки и жучки неустанно трудились, собирая
сладкую пыльцу, резвясь и играя, наслаждаясь чудесным цветочным ароматом. Всем
было нужно тепло, забота и ласка. За
работой Солнышко совсем забыло о своей полянке.
Как то под вечер, перед тем как
улечься спать, оно решило заглянуть к пушистикам.
- Что это? - удивилось Солнышко. - Куда подевались золотые
комочки? Вместо них повсюду белые, как пух, шарики!
Солнышко опустилось к самой
полянке, чтобы получше рассмотреть непрошеных гостей. Неожиданно один шарик
лопнул и рассыпался на множество малюсеньких парашютиков. Озорник-ветер
подхватил их, закружил и понёс от родной поляны неизвестно куда.
- Остановитесь, остановитесь, - закричало Солнышко им вслед, но парашютики летели всё дальше и
дальше, пока совсем не скрылись из виду.
Расстроившись, Солнышко
спряталось в светёлке и совсем загрустило. Оно решило больше не выходить на
небо.
- Раз так, - решило оно, - я буду спать, и никто не заставит
меня встать с постели.
Ни заботливые тетушки Тучи, ни кудлатые барашковые Облака не могли
утешить его. Лишь бледноликая Луна, которая заглянула к нему как-то под вечер,
попыталась его успокоить.
- Не грусти. Гуляка-ветер - твой помощник. Он разнесёт
одуванчики повсюду, и следующей весной ты сможешь вновь любоваться своими
солнечными «крохами». Век одуванчиков недолог. Вернись на небо, подари тепло
другим цветам. Они все хороши. А за твою заботу и ласку они будут радовать
тебя до самой глубокой осени.
- Что ж, - вздохнуло Солнышко.
- Ты права. Не стоит грустить. Жизнь прекрасна! Пусть всё живое на земле
радуется лету, солнцу, весёлому дождичку. Будьте счастливы, малыши-одуванчики!
Я буду ждать встречи с вами. Прощайте до следующей весны.
Солнышко потянулось,
улыбнулось и вновь выкатилось на небо, чтобы светить и дарить тепло и радость
всей земле.
2. Творческая работа: выполнение
композиции из природного материала.
После прочтения сказки можно
провести занятие по изготовлению цветов из природного материала. С помощью
засушенных семян деревьев и пластилина можно сделать целую полянку цветов.
Наверняка Вы уже делали подобные поделки с детьми, поэтому останавливаться на
них не будем. Мы предлагаем провести не совсем обычное занятие в новой для
детей технике.
Воспитатель. Понравилась вам сказка про
одуванчики? Тогда я предлагаю сейчас всем сделать настоящую полянку из
одуванчиков, васильков, маков. Согласны? Подготовьте свои рабочие места. Нам
потребуются нитки, ножницы, карандаши, цветной картон и клей.
Дети готовят рабочие места.
Воспитатель. Ребята, кто мне напомнит
правила работы с ножницами?
Ответы детей. Воспитатель
обобщает все правила, называя их еще раз. Строго следит за выполнением техники
безопасности, особенно при работе с ножницами.
Воспитатель. Сегодня мы будем с вами делать
аппликацию, но не обычную, а пушистую. Для этого нужно сначала взять шаблон
цветка и обвести его по лицевой стороне цветного картона. Затем ярким
фломастером или красками мы обводим только стебли нашего цветка.
Воспитатель раздает всем детям
шаблоны.
Воспитатель. Теперь нам нужно приготовить
материал для цветка. Для этого берем моток ниток и ножницы. Начинаем резать
нашу ниточку на маленькие кусочки. (Длина отрезанных кусочков должна быть не больше I
см.) Нам
нужна целая горка таких маленьких кусочков.
Воспитатель следит за тем,
чтобы дети резали нить на маленькие отрезки
Воспитатель. Молодцы! Приготовили для
себя все необходимое. Теперь нам надо взять клей и достаточно густо намазать
у растения сам цветок.
Покажите ребятам, как это
делать, а затем помогите им.
Воспитатель. Теперь мы берем нарезанные кусочки ниток и
посыпаем на цветок там, где есть клей. Дадим немного подсохнуть и после этого
перевернем аппликацию рисунком вниз и подержим на весу, чтобы упали те кусочки
ниток, которые не приклеились.
Края аппликации будут
неровными, что создаст эфаЪект объемного живого цветка'. Таким же образом нужно
сделать из зеленых ниток листья к растению. Если у детей возникнет желание
продолжить аппликацию, дорисуйте с ними солнышко или тучку, траву или озеро.
Воспитатель. Все работы мы выставим на
выставку в раздевалке, и ваши родители обязательно увидят, какую красоту вы
создали своими руками. Давайте приведем в порядок свои рабочие места.
Дети наводят порядок.
Оформляют работы на выставку. В качестве смены вида деятельности мы предлагаем
провести с детьми небольшую физкультминутку. Для ее выполнения не понадобится
много места, поэтому проводить ее можно в игровой комнате.
Воспитатель. По-моему, вы немного устали,
а чтобы снять усталость, предлагаю немного подвигаться.
3. Физкультминутка.
Я, как Мишка, топочу,
Сильным быть всегда хочу.
Дети идут вперевалку, как
медведи.
Как Зайчата, прыгать рад
Целых десять раз подряд.
Дети прыгают.
Я несу большую ношу,
И как Ёжик, груз не брошу.
Тяжелы морковь, капуста.
Но люблю покушать вкусно.
Дети идут согнувшись,
раскачиваясь, поглаживают животик.
Как Лисёнок, я не трус.
Тихо-тихо подкрадусь.
Цап добычу!
Вот успех!
Я бегу быстрее всех.
Дети тихонько крадутся и
разбегаются. Можно повторить физкультминутку несколько раз. Если дети не
устали, почитайте им стихи.
Воспитатель. Сегодня мы целый день провели
в самом настоящем лесу: собирали грибы, читали сказку про одуванчики, сделали
своими руками целую цветочную поляну. Что же вы узнали нового? Было
какое-нибудь задание, которое понравилось больше всего? Что бы вы хотели
повторить или куда отправиться в следующий раз? |