Ход тематического дня
1.
Вхождение в тему.
Воспитатель. Ребята, сегодня
ночью был сильный ветер, и к нам в комнату принесло много листьев. Посмотрите,
какие они разные: по форме, цвету, размеру. Но что это?
Воспитатель
показывает детям запечатанный конверт, который лежит среди листьев.
Воспитатель. Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы
- все лесные жители - приглашаем вас в гости. У нас прекрасный изумрудный дом -
лиственный лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите
к нам в гости. Мы приготовили для вас
интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться.
Добрые
лесные жители».
Воспитатель. Ну что, ребята?
Отправимся в путешествие? Тут написано заклинание, которое поможет нам
очутиться в лесу. Готовы?
Все
дети встают в круг. Воспитатель произносит слова, дети делают движения, о
которых говорит воспитатель. Во второй раз дети произносят слова вместе с
воспитателем.
Нужно
нам закрыть глаза,
Сделать
два больших прыжка,
Руки
вытянуть вперед,
А
затем - наоборот.
Как
листочки, покружиться,
Чтоб
в лесу нам очутиться.
Вот
так чудо из чудес: Мы попали с вами в лес!
В
комнату входят дети, изображающие лесных животных.
2.
Отгадывание загадок.
Воспитатель. Посмотрите,
ребята, какие гости пожаловали к нам, да не с пустыми руками. Давайте
попробуем угадать, кто это такие.
Подготовленные
дети читают стихи, остальные отгадывают животное. После того как ребята
угадали, воспитатель показывает изображение животного.
ЗАГАДКИ
Он
с пеленок всех боится:
Волка,
рыжую лисицу.
Славный
беленький трусишка
Этот
маленький... (зайчишка).
Он
в лесу живет под ёлкой,
Носит
острые иголки.
Ходит-бродит
вдоль дорожек
-Весь
колючий братец... (ёжик).
Он
без дела не сидит.
Сеть
для мушек мастерит.
Этот
милый старичок –
Ловкий
чёрный... (паучок).
Хищник
этот очень страшный:
Ловкий,
быстрый и опасный.
Зайку
серого он щёлк!
Очень
злой охотник - ... (волк).
Он
живет в лесу на речке.
Очень
славное местечко!
Этот
зверь весьма хитер
А
зовут его - ...(бобер).
3.
Развитие речи: описание животных (составление мини-рассказов).
Воспитатель. Ребята, давайте
попробуем описать каждое животное, не называя его самого. Я показываю вам
рисунок, а сама его не вижу. Постарайтесь рассказать о нем так, чтобы я
догадалась, кто нарисован на картинке.
Дети
стараются описать животное. Возможно, с первого раза не получится. Учите детей
выделять главные, характерные признаки каждого животного.
Воспитатель. Молодцы! Ребята,
что объединяет всех этих животных? (Все живут в лесу.)
Что такое, по-вашему, лес и для чего он нужен?
Дети
рассуждают, воспитатель подводит итог высказываниям детей.
4. Знакомство с разными типами леса.
Воспитатель. Итак: лес - это
большое сообщество растений, животных, насекомых. Настоящее дружное царство.
Если в лесу растут только деревья с листьями, то такой лес называют лиственным,
если в лесу деревья с иголками - хвоей, то лес называют
хвойным- Подумайте, какое
название у леса, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья? (Смешанный.)
Лес
снабжает нас кислородом, грибами, ягодами. Из древесины делают бумагу, мебель,
одежду и многое другое. А вот представьте себе, что произойдет, если человек
полностью уничтожит какой-нибудь вид живых существ, например грибы?
Ответы
детей. Воспитатель помогает вести логическую цепочку высказываний.
Воспитатель. Оказывается, все в
природе взаимосвязано. Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет
один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться
к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как
животные могут есть и ядовитые для людей грибы и не отравиться. А как мы с вами
можем помочь лесу?
Дети
высказывают свои предположения, воспитатель обобщает,
5. Творческая деятельность: рисование
ладошками и листьями.
Воспитатель. Получается, что
даже самый маленький ребенок может помочь лесу, просто соблюдая правила поведения:
не срывать цветущие растения, тем более если они находятся под охраной, не
разрушать муравейники, перевязать сломленную ветку дерева, не шуметь в лесу,
чтобы не напугать его обитателей. Мы с вами назвали только некоторые из правил,
но знакомство с ними продолжим и дальше. А сейчас я предлагаю создать свой
изумрудный лес. В нашем лесу будут жить звери и птицы, расти необыкновенные
цветы и ягоды. Дети занимают места за столиками.
Воспитатель. Нам потребуются
бумага, краски, кисти, вода, блюдце, засушенные листья. Приготовьте свои
рабочие места.
Занятие
проводится в технике ТРИЗ.
Воспитатель. Наше занятие не
совсем обычное. Мы будем рисовать, но не кисточкой, а ... листочками. Так что
все вы становитесь самыми настоящими волшебниками. Давайте рассмотрим наши листики.
Они разные по форме и размеру, поэтому с их помощью мы может создать рисунки
разнообразных деревьев и кустарников.
Воспитатель
показывает детям необходимые действия и комментирует, что он делает и для чего.
Воспитатель. На чистый лист
бумаги я кладу листочек, кисточкой наношу на него краску любого цвета. После
этого, держа листик за черешок, переворачиваю его накрашенной стороной вниз и
делаю отпечаток на белой бумаге. Получается отпечаток с красивым рисунком.
После этого необходимо немного подождать, пока краска высохнет. Затем,
дорисовывая получившийся отпечаток, я могу сделать дерево, бабочку, рыбку, облако
- все что угодно. Каждый из вас будет волшебником, создающим необычный
рисунок. Подумайте, в кого может превратиться ваш листочек. Перед тем как
делать отпечаток, внимательно рассмотрите листик, придумайте образ.
Воспитатель
помогает детям при выполнении задания. Иногда ребенку нужно подсказать первый
шаг, а дальше он продолжит фантазировать самостоятельно. Предложите ребенку
сначала выложить рисунок из засушенных листьев и лишь потом наносить на них
краску.
Второй
вариант проведения занятий ТРИЗ: создание образа при помощи ладони. Не стоит
проводить оба занятия в один день, выберите то. которое Вам больше нравится.
Учтите, что при работе в технике ТРИЗ дети могут испачкаться сами и разбрызгать
краску вокруг себя. Поэтому приготовьте заранее влажные салфетки и небольшие
чашечки с водой. 
Воспитатель. Сегодня нашими
помощниками на занятии станут ...
ваши ладошки. Оказывается, с их помощью можно нарисовать что угодно. Для этого
нам надо закрасить левую ладонь краской и на чистом листе поставить отпечаток.
Учтите, что пальчики можно соединить вместе, а можно сделать все пальчики
отдельно друг от друга. Затем, когда изображение немного подсохнет, можно
дорисовать детали - и получится замечательный рисунок. Посмотрите, как можно
нарисовать птицу, семейку грибов опят, цветы. Дальше все зависит от вашей
фантазии.
Воспитатель
помогает детям рисовать. По окончании занятия все работы оформляются в виде
выставки. |