ЦЕЛЬ: познакомить с типами смысловых отношений слов
(контраста, сходства); учить использовать слова, близкие или противоположные
по смыслу (синонимы и антонимы); учить использовать в речевых ситуациях личный
опыт ребенка, подводя его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции.
Оборудование: альбом, цветные карандаши (или
акварельные краски).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает отрывок из сказки А. Толстого «Золотой
ключик, или приключения Буратино». После чтения проводится беседа.
— Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино. (Веселым,
непослушным.) Как другими словами можно сказать про него, какой он? (Веселый,
озорной, смешливый, резвый, легкомысленный.)
— А Пьеро такой же или он был другим — полной противоположностью
Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным.)
— Да, Буратино был веселым. Как вы это определили? Что
он делал? (Смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил.) А Пьеро был
грустным. Что он делал? (Плакал, грустил, печалился.)
— Как вы представляете себе Карабаса-Барабаса? Какой
он? (Злой, недобрый, страшный.)
— А папа Карло у всех тоже вызывал страх? (Нет, он был
добрый.)
— Какие чувства испытывал папа Карло к Буратино? (Любовь,
доброту, жалость.) А к Карабасу-Барабасу? (Противоположные чувства.)
— Когда Буратино потерялся, какие чувства испытал папа
Карло? Что произошло с ним? (Он загрустил, заплакал.) А когда Буратино
нашелся? Что чувствовал папа Карло? (Он обрадовался.)
— Когда Буратино из полена превратился в человечка, какие
чувства испытал папа Карло?
— Да, папе Карло было тоскливо одному, а когда
Буратино превратился в человечка, папа Карло обрадовался. А еще какие чувства
он испытал? Может быть, он удивился? Почему он удивился? (Буратино из полена
превратился в человечка и заговорил человеческим голосом.)
— Это превращение было неожиданным для папы Карло, он
и не думал, что кукла может превратиться в живого человечка. Это было
необыкновенным, необычным. Вспомните случай из своей жизни, когда вы сначала
загрустили, а затем обрадовались.
Дети рассказывают свои истории. Воспитатель их записывает,
а затем предлагает детям веселые истории поместить в один альбом, а грустные —
в другой. В свободное время дети могут проиллюстрировать свои рассказы или
понравившиеся им рассказы других детей.
|