КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ? ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ «АВТОМОБИЛИ НАШЕГО ГОРОДА (СЕЛА)»
15.04.2012, 18:43
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-ис¬следовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: познакомить с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в детском саду; обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями; развивать творчество; закреплять умение рисо¬вать предметы прямоугольной формы, точнее передавать пропорции и характерные детали, создавать в рисунке образы литературных произведений; упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прочтении сказки Б. Вовк «Чьи цветы лучше?», при прослушивании музыкального произведения «Лесенка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова); умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование по представлению «Автомобили нашего города (села)»). Материалы и оборудование: комнатные растения, таблица «В мире цветов»; выставка книг о комнатных растениях, памятки «Правила ухода за комнатными растениями»; альбомные листы; кисти, акварель.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента. - Расскажите о садовых растениях нашего края. - Как люди ухаживают за растениями сада в разные времена года? - Где цветут цветы даже снежной холодной зимой? - Отгадайте загадку. О каком цветке в ней говорится? По утрам мои цветки Неказисты и мелки, Зато ночью аромат Наполняет целый сад! (Ночная фиалка.) - Правильно. Это ночная фиалка. Злая волшебница украла фиалку. Давайте поможем фиалке вернуться в сад и на подоконник. 2. Кто живет на подоконнике? Характерные признаки комнатных растений. - Послушайте сказку Б. Вовк «Чьи цветы лучше?». Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна - и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами... - Мои цветы самые красивые, — говорит Весна. - Нет, - возражает ей Лето. - Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше! Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует - звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь - везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки... Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли. - Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы... А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи... —Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима. Так до сих пор и спорят времена года - у кого цветы самые лучшие. - Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду? - Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать. - Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? - Родина этих растений - жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом. - Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит, комнатные растения - источник красоты. - А для чего ещё нам нужны комнатные растения? (Это источник здоровья, чистого воздуха, хорошего настроения, доброты.) - В нашей группе очень много комнатных растений, давайте познакомимся с ними поближе. - Послушайте стихотворения о комнатных растениях и покажите горшок с этим цветком. О бальзамине. Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк. Малиновым цветом цветут лепестки, Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож! Е. Благинина - Бальзамин называют «огонёк» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо-ласковое название «Ванька мокрый» за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску - хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей. Об алоэ. Говорят - алоэ, алоэ, интересно, что это такое? Какое оно алоэ - алое, голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Хорошее или плохое? Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ. А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои. На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ: Зелёное, небольшое, но колючее и кривое. Б. Заходер - Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как «столетник», само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина - юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см длиной и 15 см толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ - нетребовательно к уходу, растение любит светлое тёплое окно, свежий воздух — поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови. - Среди комнатных растений нашей группы есть: • лекарственные - каланхоэ, гибискус, сансевьера (щучий хвост), толстянка; • барометры - кала («плачет» перед дождём); • растения-пылесосы - фикус, диффенбахия, папоротник-нефролепис, традесканция, хлорофитум. - У нас в группе несколько хлорофитумов и это не случайно, так как хлорофитум - лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно. Защищают от радиоактивного излучения - кактусы. Ядовитые растения - молочай, олеандр, диффенбахия! На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки «Будь осторожен!». - Давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?». Отгадайте загадки и покажите цветы-отгадки на подоконнике в нашей группе. Стоит мокрый Ванек, А в кудрях — огонёк. (Бальзамин.) Что за хвост пошёл в рост: Не в пруду, не в речке - На окне, у печки. (Сансевьера.) Лист горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.) Зелёный, в колючках, Похож на ежа, А цветки атласные, Белые, жёлтые, красные. (Кактус.) - Комнатное растение, в народе называемое «бабьи сплетни». (Традесканция.) - «Рождественская звезда». (Пуансеттия.) - Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют «денежное дерево». (Толстянка.) - Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник-нефролепис.) - Назовите правила ухода за комнатными растениями. 1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой - утром. 2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен - не повреди корни растения. 3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. - Для чего же нам нужны комнатные растения? - Забота о комнатных растениях делает человека добрее. .. .Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. С. Вургун 3. Игра на металлофоне «Лесенка» (муз. Е, Тиличеевой, сл. М. Долинова). 4. Рисование по представлению «Автомобили нашего города (села)». - Чтобы спасти удивительный цветок, надо попасть в царство злой волшебницы. Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы отправимся в дальнюю дорогу: Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. (Автомобиль.) - Какие машины вы знаете? - Рассмотрите картинки и игрушки, изображающие машины. Опишите внешний вид (форму, величину, расположение частей) легковой машины; грузовой машины. - Подумайте, кто какую машину хочет нарисовать. - Как лучше расположить лист бумаги? 5. Рефлексия. - Рассмотрите выставку рисунков и выберите аккуратные работы. - Мы преодолели все препятствия-задания и спасли фиалку от злой волшебницы. (Воспита¬тель ставит на стол горшок с фиалкой.) За хорошую работу каждый из вас получает жетон-фиалку.