Программное содержание: расширять представления детей
о лесе—дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные
животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу,
потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям
внешнего вида.
Материал: картины из серии «Картины из жизни диких
животных»1: «Заяц в осеннем лесу» (№ 1), «Белки осенью» (№ 5), «Медведи в
осеннем лесу» (№ 11), «Спячка ежа» (№ 21); цветные изображения лисы и волка,
кукла Красная Шапочка, игрушечные животные небольшого размера: заяц, медведь,
лиса, белка, еж, волк (или плоскостные фигурки для флане-леграфа); изображения
деревьев и кустарников, которые были использованы в предыдущем занятии о лесе.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель усаживает детей на стульчики и
сообщает, что сейчас к ним придет Красная Шапочка, чтобы снова поговорить о
лесе. Гостья приходит, здоровается. Воспитатель обращает внимание детей на то,
что она тепло одета (в пальто или куртку). «Правильно, Красная Шапочка, уже
ноябрь, холодно, нельзя ходить в летней одежде. Давай снимем пальто — в группе
у нас очень тепло, не замерзнешь. Сейчас мы с тобой будем проверять ребят,
помнят ли они, что растет в лесу».
Воспитатель предлагает детям самим составить лес,
называя каждое дерево, кустарник. Дети по очереди ставят (на фланеле-граф)
деревья, а Красная Шапочка помогает — хвалит ребят за правильные ответы,
подсказывает тем, кто забыл название. Затем воспитатель обобщает действия
ребят, напоминая им главную особенность леса: «В лесу много-много разных деревьев.
Куда ни пойдешь — всюду березы, ели, сосны, рябины. А под ними кустарники,
грибы и ягоды, травы. Красная Шапочка, я правильно говорю? Ты ведь все время
ходишь к бабушке лесом?» Кукла подтверждает: «В лесу тихо и темно, потому что
деревья высокие, солнца не видно, можно заблудиться».
Воспитатель продолжает разговор с детьми и куклой, в
котором обсуждает животных — обитателей леса: «В каждом лесу есть не только
деревья и другие растения. Там еще много разных зверей, птиц, насекомых».
Красная Шапочка спешит сказать, что в лесу живет волк. «Правильно, в твоей
сказке и твоем сказочном лесу живет один волк,— подтверждает воспитатель.— А я
сейчас расскажу про настоящий, а не сказочный лес! Ты, Красная Шапочка,
послушай тоже — ты ведь не была в настоящем лесу, потому что ты живешь в
книжке. Сначала мы поговорим про волков (ставит на фланелеграф фигурку волка).
Этот зверь похож на крупную собаку. Кто-нибудь видел овчарку? Волки похожи на
этих собак. Они крупные, сильные звери (показывает руками размер волка), имеют
острые, крепкие зубы. Волки живут в лесной глуши и охотятся за зайцами, оленями
и другими животными.
Но в настоящем лесу живут не только волки! Дети, какие
еще звери живут в лесу? (Выслушивает детей, поддерживает правильные ответы.)
Теперь я расскажу вам про зайцев (вывешивает картину № 1). Смотрите, вот он
какой — заяц: серый, с длинными ушами, коротким хвостиком. Бегает по лесу, ищет
вкусную травку да спасается от волка. Красная Шапочка, ты встречалась
когда-нибудь с зайцем? (Кукла отвечает отрицательно.) Ну ничего, ты к бабушке
все время ходишь, как-нибудь повстречаешься и с этим длинноухим обитателем
леса. Посмотрите, дети, и ты, Красная Шапочка, на картину. Что делает заяц в
осеннем лесу? Кого он испугался? Посмотрите, кто-то вдали, среди деревьев
пробирается по лесу! Это лось — лесной великан. Его-то заяц и испугался.
Смотрите, как скачет!»
Далее воспитатель проводит с детьми физкультминутку в
форме игры «Зайцы и волк».
Во второй части занятия, демонстрируя картины, воспитатель
аналогичным образом знакомит детей с белкой, медведем, ежом, лисой. В разговор
с детьми постоянно вовлекает куклу, обращаясь к ней с репликами: «Красная
Шапочка, ты встречала когда-нибудь белок в лесу? Они ловко скачут по деревьям,
красивые, с пушистым хвостом!» Или: «Красная Шапочка, а вот ежа ты уж, конечно,
видела. Он не белка — по деревьям не прыгает. Он по дорожкам бегает, шуршит в
траве. Его легко заметить. Вот только трогать ежа не следует — он колючий,
весь покрыт иголками».
Короткий рассказ про каждое животное воспитатель сопровождает
показом его размеров: «Белка — небольшой зверек, может уместиться на ладони»;
«Бурый медведь — огромный, сильный зверь. Если он поднимется на задние ноги, то
будет намного выше человека». По ходу беседы воспитатель выставляет фигурки
животных на фланелеграфе.
В конце занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к
кукле: «Красная Шапочка, теперь ты и все ребята знаете, что в настоящем лесу
живет много разных животных. Кроме волка, там обитают зайцы, ежи, белки, бурые медведи,
лисы. Это в твоем сказочном лесу живет один волк. Настоящий лес полон разных
зверей, птиц и других лесных жителей. Все они хорошо приспособлены к жизни в
лесу. О них никто не заботится — они сами умеют добывать себе пищу. Заяц имеет
длинные чуткие уши и может очень быстро бегать — такие у него ноги. Заяц
находит для себя разную траву. Белка ловко прыгает и бегает по деревьям,,
находит себе там корм и даже запасает его на зиму. Еж, пока тепло, отыскивает
червей, жуков, лягушек, а когда настает холод, он, как и медведь, ложится в
спячку. Лиса и волк — это хищники, они ловят и поедают разных животных. На
человека никто из них не охотится. Но когда волк и медведь, которого подняли
зимой из берлоги, очень голодные, они могут напасть и на человека. Поэтому
маленьким детям одним без взрослых ходить в лес не стоит — опасно!»
Воспитатель оставляет картины, использованные на
занятии, в группе до конца дня. Дает детям возможность самостоятельно
рассматривать их, отвечает на вопросы дошкольников. В свободное время читает
детям рассказы Е. Чарушина.
Заяц
Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит.
В зарослях спит, прячется от хищника. Из лесу в поле скачет — кормиться. «Не
пускай, садовник, зайца в сад: погрызет он кору у яблонь и черешен».
Лиса
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на
пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь
пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется.
Услышит, заметит — кинется, готово: попалась мышь в
зубы рыжей пушистой охотнице!
Волк
Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придет зимнее
время. Птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые, голодные ходят
волки, ищут добычу. К деревне подойдут... сторожа нет да запоры плохие —
несдобровать овце.
Воспитатель находит авторские иллюстрации к рассказам,
рассматривает их с детьми. Обращает внимание детей на то, что все звери
изображены интересно, привлекательно — на них хочется смотреть. Напоминает
детям, что Евгений Иванович Чарушин был и писателем и художником. Он очень
любил животных, поэтому писал про них рассказы и рисовал их.
На этой же неделе воспитатель может вернуться к
рассказу Е. Чарушина «Никита-охотник», напомнить детям, как они играли в
Никиту. Предлагает продолжить эту игру: сочинить историю про то, как Никита
пошел охотиться в лес на волка, лису, зайца и белку. |