Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
восприятие художественной литературы.
Цели: дать детям представление о птицах (внешний вид,
среда обитания и т, д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и
зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
активизировать словарь (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные,
водоплавающие, певчие, прилет, размножение); учить детей передавать
разнообразие городских домов: высоких и узких, более низких и длинных;
закреплять умение передавать форму частей домов; упражнять в рисовании
цветными восковыми мелками (цветными карандашами).
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о
птицах, высказывать . свою точку зрения; выражает положительные эмоции при
прослушивании отрывков из произведений К. Благосклонова и В. Строковой;
активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время
игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование городских
домов).
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с
изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», «Веселые лягушата» (муз.
и сл. Ю. Литовко), графическая модель с обобщёнными признаками птиц; цветные
восковые мелки или цветные карандаши, бумага белая или любого мягкого тона
размером в альбомный лист.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Каких только птиц нет на свете! В какое время года птиц
больше? Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края? А тех, которые
остаются с нами? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему многие птицы улетают?
2. Беседа о птицах.
- Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или
погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми ... (им зимой
нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не
знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было
ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж,
кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
Педагог читает отрывок из произведений К. Благосклонова и
В. Строкова о белой трясогузке.
Трясогузка - одна из самых полезных птиц. Она уничтожает
мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза
этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и
растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает
насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка - очень
подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным
хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую
песню. Трясогузка - птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5
шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
- Кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют
спутником человека? Трясогузке удобно ловить насекомых? Можно её назвать
перелётной птицей? Почему?
- Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные
птицы. Потом улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и
семенами растений. Вы их тоже знаете.
- Рассмотрите на фотографиях овсянку, чижа и зяблика.
Позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы,
потому что это водоплавающие птицы.
- Рассмотрите фото гуся и сравните его с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? Кто догадается,
почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»?
Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены
разные птичьи стаи.
- Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть,
как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном
ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелета многие птицы
придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой:
журавли летят клином, гуси и цапли - шеренгой, крылом к крылу, утки
выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие
маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы
(орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда
птицы улетают?
3. Логическая игра «Кто за кем и как полетит».
Воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в
порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и
как полетит в другие края.
Педагог читает стихотворение Е. Благининой «Улетают,
улетели...»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
4. Самостоятельная музыкальная деятельность. «Веселые
лягушата» (муз. и сл. Ю. Литовко).
5. Рисование.
Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях,
показать иллюстрации с изображением городских домов. Уточнить, спрашивая
детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе
рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и
пропорций. Напоминать приемы рисования цветными восковыми мелками. Если дети
будут работать цветными карандашами, побуждать их использовать разные оттенки
путем различного нажима на карандаш. По окончании все рисунки рассматриваются.
6. Рефлексия.
- О каких птицах мы беседовали?
- В какую игру играли?
- Что мы
нарисовали? |