ЛЕС - ЭТО БОГАТСТВО. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ. РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ»
15.01.2012, 11:26
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе. Планируемые результаты: соблюдает общепринятые нормы поведения; имеет представление об охране природы; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении стихотворения О. Ю. Косарева «Старичок-лесовичок» и прослушивании музыкального произведения «Песенка о лете» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Лесные ягоды»). Материалы и оборудование: аудиозапись «Птичьи голоса»; Красная книга России; загадки и фотографии ягод; шишки и семена деревьев; акварель; альбомные листы. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. - Послушайте стихотворение О. Ю. Косарева «Старичок-лесовичок». В лесу иногда, в день погожий, Сидит на пеньке старичок: На ёлку живую похожий, И ростом - не очень высок. Он любит тепло, шубу с мехом, Он солнышко ценит, уют, Смеётся он ласковым смехом, И в валенки вечно обут. Он в валенках тех — даже летом. Удобны они и легки. - Вот так выглядит Старичок Лесовичок. Давайте отправимся в путешествие к Лесовичку. - Для чего люди ходят в лес? - Закройте глаза и послушайте. Звучит запись «Голоса птиц». 2. Беседа о лесах. Правила поведения в лесу. - Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать - и лес откроет свои тайны. - Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»: Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит. Когда над головою, Как вечность, лес шумит. - Так чем же является лес для человека? (Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...».) Открывается первая карточка - «Место отдыха». - А почему лес - аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.) Открывается вторая карточка - «Аптека». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. - А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.) - Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.) - Что растет в лесу? (Цветы, кусты, грибы.) - Чем для них является лес? (Это их дом.) - Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для птиц, животных, насекомых.) - Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов. Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы? - Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу. - Сколько погибло бы растений, если каждый из нашей группы сорвал бы хотя бы по 1 цветку? - Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой? - Если увидел мухомор, надо ли его растаптывать? - Если вы пошли в поход, что надо сделать, после того как отдохнули в лесу и стали собираться домой? - В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано. - Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, однако это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. - В руках я держу «Красную книгу». Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке. Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться правильно вести себя в природе. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь: Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал. Н. Некрасов - О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.) - Однако с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите. Какой вред нанес лесам и рекам человек? Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступали дети?» - Эй, ребята! - крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали Жгли костер, в футбол играли. Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели... Отдохнули - и ушли! - Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? - Лес - это праздничный стол, а на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила? - Не оставлять мусор в лесу. - Не ломать ветки и деревья. - Не разорять птичьи гнезда и муравейники. - Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали, Дружно хлопаем, Ножками топаем! Хорошо мы отдохнули. - Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу? - Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет. - Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут. - Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают. - Не ловить бабочек, жуков, птиц, не пугать животных. - Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки. - Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. - Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. - Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях. - Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает для природы полезное дело. Игры. «Я знаю лес». - Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.) - Узнайте дерево по описанию: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (Сосна.) - Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.) - Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.) - Какое дерево является символом России? (Береза.) - Плодами какого дерева являются желуди? (Плодами дуба.) - У какого животного пять чёрных полос на спине? (У бурундука.) - Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.) - Узнайте животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах»? (Рысь.) «Чьи это семена?» Дети рассматривают картинки и определяют, к какому дереву относятся семена и плоды:
(Ответ: дуб, клен остролистный, липа, клен американский, ель, вяз.) «Чьи это шишки?» Дети рассматривают картинки и определяют, к какому дереву относятся эти шишки:
(Ответ: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.) Гимнастика Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. 3. Усвоение песенных навыков. «Песенка о лете» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). 4. Рисование на тему «Лесные ягоды». - Старичок Лесовичок хочет проверить, как мы знаем лесные ягоды. Рассмотрите картинки с изображением лесных ягод. Какие лесные ягоды вы узнали? - Сравните их по форме, размеру и цвету. - Давайте на листе бумаги изобразим несколько различных лесных ягод, соблюдая размеры, форму и цвет. 5. Рефлексия. - Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. - С нами прощается Старичок Лесовичок и каждому дарит жетон - ягодку.