Программное содержание: дать детям первоначальное
представление о том, что лес — это сообщество растений и животных, проживающих
вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга;
главные в лесу — деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые
кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет
множество животных — там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и
убежища.
Материал: знакомые детям картины о зимнем лесе, новая
картина «Волчья стая зимой», произведение В. Бианки «Снежная книга», плакат со
следами зайца, плоскостные фигурки для фланелеграфа или фигурки из настольного
театра: деревья разных видов, кусты, лесные животные реалистического
изображения.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель рассказывает, что лес — это
сообщество разных растений и животных. Предлагает детям назвать, что растет в
лесу, кто в нем живет. Используя плоскостные фигурки, создает на фланелеграфе
или столе картину леса и дополняет ее по мере высказываний дошкольников.
Говорит, что в лесу все нужны друг другу. Предлагает ребятам сказать, кому и
зачем нужны деревья; выясняет, кто из животных чем питается, кто на кого
нападает. Делает обобщение: «Лес — это как большой дом. Там живет много-много
жильцов, соседей. Они все нужны друг другу».
2-я часть. Дети «идут» на выставку картин «Зима в
лесу». Свободно рассматривают знакомые по предыдущим занятиям картины про
зайца, лису, белку. Делятся впечатлениями. Воспитатель непринужденно с ними
разговаривает, высказывает собственные впечатления. Затем вносит на выставку
новую картину — «Волчья стая зимой», обращает на нее внимание детей, дает
пояснения, как волки живут зимой в стае, как ночью охотятся, а днем в глухом
месте ложатся в лежку (спать).
3-я часть. Чтение «Снежной книги» В. Бианки, рассматривание
плаката со следами.
4-я часть. Прогулка в лес: воспитатель уточняет с
детьми, какие деревья, кустарники растут в лесу, как их можно узнать зимой.
Рассматриваются следы на снегу, строятся предположения о том, кто живет в
лесу, какие события здесь происходят. |