Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: уточнить сведения о лесных и садовых ягодах; учить расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики; развивать эстетическое восприятие. Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, - высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; с интересом разгадывает загадки; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование с натуры «Роспись кувшинчиков»). Материалы и оборудование: фотографии лесных и садовых ягод; вылепленные детьми кувшины; готовые керамические изделия, украшенные узором. Музыкальное сопровождение: «Три медведя» (муз. Н. Г. Кононовой). Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента. - Отгадайте загадки: Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мёд. (Вишня.) Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Вишня.) В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка? (Калина.) Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника.) Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины.) Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь. (Крыжовник.) - Г де растут эти ягоды? (В саду.) - У меня на столе стоит пустая корзина. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по лесам и болотам нашей родины и наполним эту корзину лесными ягодами. Рассмотрите картинки. Какие это ягоды? (Клюква, брусника, морошка, голубика, черника, княженика.) 2. Лесные ягоды. Воспитатель рассказывает про лесные ягоды, показывает фотографии и читает стихотворения. Клюква - щедрая ягода, ягода здоровья. Неисчерпаемы запасы клюквы на болоте. Она хорошо сохраняется, избавляет от многих болезней, является жаропонижающим и прохладительным средством. Журавлиная ягода Полыхает клюква на болотах Россыпью багряною огней. И уже готовится к отлету Стая серебристых журавлей. Все темнее и туманней ночи, И вода в озерах будто лед. Бродит стая журавлей меж кочек, Ягоду за ягодкой клюет. - Скоро в путь! Лишь поклюем немного Ягодку, что силу нам дает, И тогда отправимся в дорогу – В долгий и нелегкий перелет. - Как выглядит ягода клюквы? Когда созревает клюква? Почему клюкву называют «журав¬линой ягодой»? Что готовят из клюквы? - Морошка - царица болот, «моховая смородина», любимая ягода северян, желтая малина на стелющихся стеблях, душиста. Ценности «солнечной ягоды»: избавляет от цинги. - Голубика - болотолюбка, синий «виноград» Ягоды голубики - сокровищница витаминов и полезных веществ. Голубая ягодка Взял Ванюша туесок, Пошел Ваня во лесок. Видит: ягодка на кочке Укрывается листочком. - Что за ягодка такая, Словно небо, голубая? Ягодка шепнула тихо: - Я, Ванюша, голубика! - Как выглядят ягоды голубики? Какие полезные вещества содержатся в голубике? Что готовят из голубики? - Брусника — сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя ароматы мхов и хвои. Издавна люди знают о целебных свойствах брусники. Заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противовоспалительным действием. - Черника - ягода чудодейственная. В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положи чернику в рот - избавишься от хвори на целый год». Черничный компот Я спросил у Васи: - Чем ты губы красил? У тебя лиловый рот И усы лиловые, И лиловый сок течет На рубашку новую. И ответил Вася: - Губы я не красил, Я черничный пил компот, Вот и стал лиловым рот! Педагог читает стихотворение «Бабушка Егоровна» Г. Абрамова. До чего ж упорная бабушка Егоровна. Примечает загодя, где какая ягода. За какою просекой прямо в руки просится, За какой тропинкою выросло черникою, За какой низиною поросло малиною. Наберет Егоровна ягоду отборную, Триста раз наклонится, кто за ней угонится? - Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства. (Ребята вспоминают и рассказывают - о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке и т. д.) Воспитатель кладёт фотографии ягод в корзинку. 3. Развитие голоса и слуха. «Три медведя» Н. Г. Кононовой. 4. Рисование с натуры «Роспись кувшинчиков». - Рассмотрите кувшинчик, опишите его. - Как расписывается посуда? - Какие используются элементы узора? (Элементы для узора берут геометрические и растительные.) - Какие используются цвета красок в узоре? (Цвета надо использовать яркие.) - Подумайте, какой узор вы выберете. Как вы украсите свой кувшинчик? - Используйте разнообразные приемы работы: всей кистью и ее концом. Дети расписывают кувшинчик по замыслу. 5. Рефлексия. - Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные работы. - Вы хорошо поработали. Теперь наша корзинка наполнена самыми разными лесными ягодами.