Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене
сезонов года и продемонстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите
внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной на ветвях
появляются почки и из них вырастают молодые зеленые листочки. А когда наступает
лето, все деревья покрыты листьями, а земля — травой и цветами.
Попросите малышей не спеша вращать стрелку на пособии
и вместе называйте то время года, на которое она указывает.
Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за
изменениями, происходящими в природе летом. Скажите, что
Зимой было холодно. Весной стало намного теплее, и вся
природа пробудилась от зимнего сна. Летом стало жарко, появилась трава,
расцвели на лугу цветы, над цветами летают бабочки. В лесу дикие животные
ухаживают за своими детенышами: лисятами, бельчатами, медвежатами.
Дайте детям образец рассказа о лете. Для этого
предъявляйте малышам картинки и сопровождайте их соответствующими фразами:
«Летом очень ярко светит солнце. Летом становится жарко. Летом вырастают цветы
и трава. Летом появляются жуки и бабочки. Летом в лесу собирают грибы и ягоды.
Летом люди купаются и загорают». Расскажите, что летом дети часто живут на
даче, ходят купаться на реку и гулять в лес. Там можно увидеть и услышать много
нового и интересного. Покажите детям картинки и проведите игру «Лягушка и
кукушка». Для этого прочитайте малышам стихотворение:
Предложите малышам продолжить лесной хор в форме
диалога: одни дети будут озвучивать кукушку, а другие — лягушку.
В другой раз проведите с детьми игру «Ягодка лесная».
Для этого приготовьте мозаику красного цвета. Заранее с помощью нескольких
деталей мозаики прикрепите бумажное изображение корзины к игровому
пространству мозаики. Прочитайте потешку о лете:
Предложите детям собрать «ягодки»—мозаику в корзиночку
и покажите, как это делать.
От времени года
Зависит погода.
— Ква-ква — урчит лягушка.
— Ку-ку — кричит кукушка.
Целый день по лесу:
— Ква-ква,
— Ку-ку,
— Ква-ква,
— Ку-ку.
(Показать лягушку на картинке.) (Показать кукушку на
картинке.)
(Показать лягушку на картинке.) (Показать кукушку на
картинке.) (Показать лягушку на картинке.) (Показать кукушку на картинке.)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная,
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошко несем —
Всю тебя соберем.
Во время работы разучите с детьми рифмовку:
Ягодка по ягодке
Я кладу в корзинку.
Ягодка по ягодке
Спелую малинку.
Предложите детям подумать и ответить, когда это бывает
— летом или зимой. Задайте малышам следующие вопросы: «Когда идет снег? Когда
купаются в реке? Когда катаются на санках? Когда собирают ягоды? Когда
появляются бабочки? Когда бывают морозы?»
Чему учим детей:
— закрепляем представление о временах года, знакомим с
признаками лета;
— вводим в активный словарь имена существительные
(лето, трава, свет, рыба, удочка, рыбак, лодка, весло, лягушка, кукушка, комар,
ягоды); глаголы (купаться, загорать, плыть); наречия (жарко, высоко, низко);
— закрепляем в речи предлоги «на», «в», «под»,
«около»; согласовывать имена прилагательные с существительными;
— составлять коллективный рассказ о лете по картинному
плану;
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую и
артикуляционную;
— вызываем звуки [с] и [з];
— развиваем интонационную выразительность речи, учим
читать знакомую рифмовку;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— подбирать предметы по цвету, закрепляем название
желтого, красного, синего, зеленого, белого и черного цвета;
— развиваем зрительное и слуховое внимание,
фонематический слух;
— количественному счету в пределах пяти.
Оснащение: картинки для составления рассказа о лете;
картинки «На реке», «В лесу»; пособие «Рыболовы» и магнитная удочка к нему.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять — будем лето мы
встречать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, одновременно
выполняя соответствующие
движения.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем лето мы встречать.
Лето красное, иди,
Нам тепло и свет дари.
Травы, в поле вырастайте.
Бабочки, вокруг летайте.
Зрейте, ягоды, грибы.
Лес и речка, нас мани.
(Шагать на месте.)
(Хлопать в ладоши.)
(Поднять вверх согнутые в локтях руки
и растопырить пальцы.)
(Сложить вместе ладони и несколько раз развести их в
стороны, не разъединяя рук в области запястья.) (Сделать жест в сторону сначала
левой, а затем правой рукой.)
(Сделать манящий к себе жест ладонями обеих рук.)
Предложите детям сесть на стульчики и рассказать о
лете.
2. Рассказ о лете.
Показывайте детям знакомые им картинки о лете и
помогайте им составить коллективный рассказ об этом времени года.
1. Летом очень ярко светит солнце.
2. Летом становится жарко.
3. Летом вырастают цветы и трава.
4. Летом появляются жуки и бабочки.
5. Летом в лесу собирают грибы и ягоды.
6. Летом люди купаются и загорают.
3. У реки, у речки.
Скажите: «Хорошо летом у реки. Солнышко печет, речка
течет. Поет водичка свою песенку». Сами длительно произнесите звук [С-с-с...],
демонстрируя детям артикуляцию звука. (Нужно широко улыбнуться, языком упереться
в нижние зубы.) Попросите детей спеть песенку водички.
Продолжите: «Ой, а это что за звук?» Длительно
произнесите звук [З-з-з...]. (Артикуляция та же.) «Это комар летит. Берегись,
укусит!» Выставьте указательный палец и, слегка вращая кулаком и двигая вперед
руку, изобразите летящего комара. Сделайте вид, что хотите кого-нибудь ужалить.
Стимулируйте детей самих показывать пальчиковую игру
«Комар» и петь его песенку.
Затем спросите: «Где комар? Лови его!» и хлопните
перед собой в ладоши, пытаясь поймать воображаемого комара. Скажите детям:
«Поймали!»
4. Рыбаки.
Покажите картинку «На реке» и спросите, на чем можно
плыть по реке. (На лодке.)
Предложите детям изобразить, как гребут веслами. Для
этого надо «взять» в руки воображаемые весла и, сидя на стуле, совершать
круговые движения руками. Одновременно корпусом необходимо наклоняться вперед
и слегка откидываться назад.
Вновь привлеките внимание детей к картинке и спросите,
где находится мальчик (сидит на берегу). Скажите малышам, что мальчик ловит в
реке рыбку. Для этого он закинул в воду удочку.
Предложите малышам тоже взять удочку и попробовать
поймать рыбку. Для этого положите на стол пособие «Рыболовы» и по очереди дайте
детям магнитную удочку.
Спросите каждого из детей, сколько рыбок и какого
цвета он поймал. Ответы будут примерно такими: «Я поймал одну красную рыбку».
Вместе с детьми сосчитайте, сколько всего рыбок поймано. Попросите детей
«положить» рыбок в ведерко — каждую на свое место (по цвету).
б. Лягушка и кукушка.
Скажите детям: «Стоим мы с удочкой на берегу. А у нас
из-под ног кто-то в воду: скок, скок, скок... Кто же это?».
Одновременно со словами: «Скок, скок, скок...»
продемонстрируйте пальчиковую игру «Лягушка».
Описание пальчиковой игры «Лягушка»: положить кулак на
стол плашмя и рывками передвигать его вперед. Затем загадайте загадку:
Зеленая, как трава,
И поет: «Ква-ква, ква-ква».
(Лягушка )
Попросите детей изобразить лягушку с помощью
пальчиковой игры и звукоподражаний. Скажите детям: «А из леса кто-то
откликается.
Сидит на суку
И поет: «Ку-ку, ку-ку!»
Кто же это? » ( Кукушка )
Попросите малышей встать, отвести руки вниз и назад,
как крылышки, и спеть песенку кукушки (при этом слегка кивая головой). Спросите
детей, кто сидит высоко на дереве, а кто низко в траве. Уточните, какое из этих
животных птица.
Предложите малышам послушать разные песенки и
отгадать, кто их поет: кукушка или лягушка. Произносите с паузами
звукоподражания: «Ква-ква», «Ку-ку», «Кваква», «Ку-ку», «Ку-ку», «Ква-ква», а
дети будут называть и изображать лягушку или кукушку.
6. В лесу.
Скажите:
А теперь мы в лес пойдем,
Грибы, ягоды найдем.
По тропинке, по дорожке
Зашагали наши ножки:
Раз шажок, два шажок,
Три шажок...
Догони меня, дружок!
(Указательным и средним пальцем правой руки медленно
шагать по столу.) (Значительно ускорить движение пальцев, имитируя бег.)
(Дети повторяют эти движения.)
Покажите детям картинку «В лесу» и спросите, узнают ли
они дерево. (Елка.) Спросите, что они видят на елке (шишки), что под елкой
(грибок), а что около елки (пеньки, ягоды).
Изобразите, что вы правой рукой срываете с картинки
ягоды и кладете их в «корзину» — сложенную ковшом левую руку. При этом
говорите:
Ягодка по ягодке, Я кладу в корзинку. Ягодка по
ягодке, Спелую малинку.
Попросите детей тоже собирать ягоды с кустика в свои
«корзинки». Предложите отнести эти ягодки мамам, а заодно рассказать им:
Где мы летом побывали, И что нового узнали.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Летним солнечным деньком»
Цель: развивать общую моторику детей и слуховое
внимание.
Описание игры. На прогулке около клумбы с цветами
проведите с детьми подвижную игру. Читайте стишок, а дети пусть выполняют
движения в соответствии с услышанными словами.
При повторении игры второе, третье и четвертое
двустишия следует менять местами, чтобы дети вслушивались в текст и
действовали в соответствии с прозвучавшим в данном случае заданием.
1. Мы танцуем возле клумбы Летним солнечным деньком.
2. Так мы кружимся на месте Летним солнечным деньком.
3. Так мы топаем ногами Летним солнечным деньком.
4. Так мы хлопаем руками Летним солнечным деньком.
5. И бежим скорее к маме Летним солнечным деньком.
(Дети танцуют.) (Дети кружатся.) (Дети топают ногами.)
(Дети хлопают руками.) (Дети бегут к педагогу.)
Игра «Летние загадки»
Цель: развивать у детей память и мышление.
Описание игры. Предложите детям вспомнить «Летнюю
прогулку» и покажите им знакомые картинки— «На реке» и «В лесу». Скажите:
Где мы только не гуляли —
Много нового узнали.
Попросите детей слушать вас внимательно и отгадать
загадки о тех растениях, животных и предметах, которые они видят на этих
картинах.
Что это у Ванечки?
Она лежала у реки.
Ниточка на палочке.
Деревянных две руки
Палочка в руке,
Мы к бокам ее приладим —
А ниточка в реке.
Поплывем по водной глади. (Удочка) (Лодка с веслами)
В лесу под елкой крошка —
Зимой и летом
Только шапка да ножка.
Одним цветом.
(Грибок) ( Елка)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
( Рыбка )
Дополните знакомые картинки деталями — положите на них
изображения бабочки, цветка, рыбки, консервной банки, бутылки, полиэтиленового
пакета, а затем спросите детей, какие из этих предметов в лесу и на берегу реки
лишние. (Лишний в природе мусор: консервная банка, бутылка и полиэтиленовый
пакет.)
Скажите детям, что когда люди отдыхают на природе — в
лесу или на берегу реки, обязательно нужно убирать за собой мусор. Нельзя
оставлять на земле банки, бутылки, пакеты. Ведь если все будут бросать мусор
где попало, то очень скоро не останется чистых мест, а лес и река превратятся в
помойку. Тот, кто любит природу, никогда не будет мусорить в лесу.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать зрительное внимание и мышление.
Описание игры. Покажите детям карточку лото с
картинками (см. с. 125) и скажите, что сейчас вы будете искать среди них
лишнюю. Сначала укажите и назовите каждую из картинок. Например: «Сарафан,
панама, купальник, шуба».
Затем скажите: «Сарафан носят летом, панаму надевают
летом, в футболках тоже ходят летом. А вот шубу носят зимой. Значит, шуба здесь
лишняя. Если спрятать шубу (закройте шубу ладонью), то на картинках останется
только летняя одежда». Дайте каждому ребенку карточку с четырьмя картинками и
предложите найти среди этих изображений одно лишнее.
Игра «Слушай
внимательно»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематический
слух.
Описание игры. Покажите детям картинку «Жаркий день» и
скажите, что летом иногда бывает так жарко, что приходится прятаться от
солнышка в тени деревьев. Прочитайте рифмовку:
Был жаркий день, Мы сели в тень. В тени сидели Целый
день.
Попросите детей слушать вас внимательно и, если вы
скажите правильно, то кивать головами и произносить: «Да, да, да». Если же
допустите ошибку (переставите слова «день» и «тень» местами), то качать
головами из стороны в сторону и говорить: «Нет, нет, нет».
Аналогично можно провести игру с фразами: «Солнце
печет. Речка течет».
Игра «Песенка кукушки»
Цель: развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Описание игры. Предложите детям научиться по-разному
петь песенку кукушки. Произносите звукоподражания «ку-ку» в разном ритме и
попросите детей сначала послушать песенку, а затем повторить ее по памяти.
Варианты ритмов могут быть следующие: «ку-ку — ку-ку»,
«ку — ку-ку», «ку-ку — ку».
Произнесение звукоподражаний следует сопровождать
движениями — наклоном корпуса в сторону. При этом нужно отвести руки вниз и
назад, изображая таким образом крылья птицы. Так, при воспроизведении ритма
«ку-ку — ку-ку», на первое «ку-ку» следует сделать наклон вперед влево, а на
второе «ку-ку» — вперед вправо. При произнесении ритма «ку — ку-ку», на
звукоподражание «ку» надо наклониться слегка влево, а «ку-ку» —слегка вправо.
Игра «Туча»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Описание игры. Покажите детям пособие «Туча» — туча из
картона, к которой подвешены капли дождя. Пособие можно слегка потряхивать,
тогда капельки начинают дрожать, имитируя дождь. Предложите детям подуть на
струйки дождя.
Покажите, как нужно сложить губы трубочкой и подуть.
Попросите детей дуть на ту струйку дождя, которую вы назовете: на среднюю, на
левую, на правую.
|