Предварительная работа. Во время свободной
деятельности в группе и на улице предлагайте детям разные игрушки: мячи,
машинки, куклы, флажки, кубики. Обсуждайте с детьми, какого они цвета и формы,
демонстрируйте разные виды деятельности с этими игрушками. Покажите, что мячик
можно катать, передавать, кидать друг другу или в корзину, ударять об пол. Флажок
можно поднимать, опускать, махать им, прятать за спину. Машинку можно катать,
возить на веревочке, перевозить в ней разные игрушки: кукол, зверюшек, кубики.
Из кубиков можно делать разные постройки: башни, дома, гаражи, ворота...
Покажите детям, как можно играть с куклой: качать ее
на руках и петь ей колыбельную песенку, укладывать спать в игрушечную
кроватку, купать в ванночке, вытирать полотенцем, одевать, причесывать,
кормить с ложки, поить из чашки, катать в коляске... Заодно внимательно
рассмотрите куклу. Обратите внимание малышей на то, что она нарядная, веселая,
во что она одета, какие у нее волосы — длинные или короткие, темные или
светлые.
Обращайте внимание детей на то, где в помещении группы
находятся те или иные игрушки: где стоит корзина с мячами, а где коробка с
кубиками, в каком месте кукольный уголок, где расположен гараж для игрушечных
машин, куда следует убирать флажки. Всегда после игры привлекайте детей к
уборке игрушек.
Для закрепления у детей знаний об основных цветах —
красном, синем, желтом и зеленом проведите игру «Цветные фоны». Для этого дайте
детям разноцветные игровые поля и попросите разложить на них карточки с
изображением предметов такого же цвета, а затем назвать цвета предметов.
Для закрепления у детей знания геометрических форм —
круга, квадрата, треугольника проведите игру «Геометрическое лото». Для этого
попросите малышей разложить на игровых полях фигуры соответствующей формы и
цвета.
Чему учим детей:
— даем понятие об игрушках и разнообразных видах
деятельности с ними;
— вводим в активный словарь детей слова-действия
(катать, кидать, возить, качать, махать, поднимать, опускать, строить,
повернуться, отвернуться и др.);
— согласовывать в речи имена прилагательные с
существительными (красный мячик, синяя машинка, зеленый кубик и т. д.) в роде и
числе;
— стимулируем детей описывать свои действия,
рассказывать о любимой игрушке;
— развиваем основные виды моторики: общую и мелкую;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— выполнять элементы психогимнастики;
— развиваем зрительное и слуховое внимание и память;
— уточняем и закрепляем в памяти детей названия
четырех основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и трех основных форм
(круг, квадрат, треугольник);
— количественному счету в пределах пяти;
— приучаем детей к порядку — учим убирать игрушки на
свои места после игры.
Оснащение: игрушки — кукла (с волосами, которые можно
причесывать); мяч; машинка; красные (синие) флажки по количеству детей;
стаканчик, в который можно поставить флажки; зеленые (желтые) кубики по
количеству детей; поднос с предметами: расческа, полотенце, шапочка для куклы,
чашка и тарелка с ложкой из набора кукольной посуды.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть.
Прочтите вместе с детьми рифмовку и покажите названные
в ней действия.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем мы играть.
Кукла-куколка, бай-бай,
Поскорее засыпай.
Флажок за палочку возьму,
Им помашу и подниму.
Скачет мячик, как живой —
Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем —
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины —
Зашуршали шины. Би-би-и!
(Шагать на месте.)
(Укачивать воображаемую куклу.)
(Помахать перед грудью, а потом поднять вверх воображаемый
флажок.)
(Отбивать об пол воображаемый мяч.)
(Ставить друг на друга кулаки: правый на левый, затем
левый на правый и вновь правый на левый, как будто это кубики.)
(Крутить воображаемый руль.)
Предложите детям «проехать» к столу и сесть на
стульчики.
2. Посчитаем игрушки.
Попросите детей вспомнить и назвать все те игрушки,
которые вы только что изобразили. Когда малыши будут называть каждый следующий
предмет, выставляйте на стол соответствующую игрушку. Если дети забудут назвать
какую-либо игрушку, напомните о ней, но не словом, а соответствующим движением
(см. описание движений выше).
Предложите детям пересчитать все игрушки. Для этого
сами последовательно показывайте на игрушки и не спеша произносите числительные
от 1 до 5. Скажите малышам: «Вот как много у нас игрушек. Вот столько — пять!»
(Покажите 5 пальцев.)
3. Расскажем и покажем.
Предложите детям рассказать о каждой из игрушек,
стоящих на столе. Помогайте малышам с помощью вопросов.
Что это? (Мячик.) Он круглый или квадратный? Какого он
цвета? Что с ним можно делать? (Катать, кидать, загонять в ворота.) Предложите
детям покатать мячик по столу. Дайте задание детям покатать мяч друг другу.
Говорите примерно так: «Света, кати мячик Сереже. Сережа, кати Гале. Галя, кати
мячик Мише».
Что это? (Флажок.) Какой он формы — квадратный или
треугольный? Какого он цвета? Что им можно делать? (Махать, поднимать,
опускать.) Дайте детям по флажку и попросите его поднять, помахать, опустить,
спрятать под стол, а затем поставить в стаканчик.
Что это? (Машинка.) Она большая или маленькая? Какого
цвета? Легковая или грузовая? Что можно делать с машинкой? (Катать, возить в
ней игрушки.) Предложите детям покатать машинку друг другу по столу. Говорите
примерно так: «Галя, кати машинку Сереже. Сережа, кати Мише. Миша, кати машинку
Гале».
Что это? (Кубики.) Какого цвета кубики? Что с ним
можно делать? (Из них можно строить.) Дайте детям по кубику и попросите
построить из них одну высокую башню.
Что это? (Кукла.) Она веселая или грустная?
(Улыбнитесь сами и попросите улыбнуться малышей.) Какого цвета у куклы платье?
Какие волосы — длинные или короткие, темные или светлые? Спросите детей, как
можно играть с куклой. Поставьте перед малышами поднос с предметами и
предложите каждому из них выбрать один из предметов, лежащих на подносе, и
выполнить какое-либо действие с куклой, а затем рассказать об этом. (На
подносе лежат: расческа, полотенце, шапочка, чашка, тарелка и ложка из
кукольного набора посуды.) Например, ребенок выбирает тарелку и ложку и
«кормит» куклу, а затем говорит, что он накормил куклу кашей.
4. Чего не стало?
Положите в ряд на столе обыгранные детьми игрушки:
мяч, флажок, кубик, куклу, машину и попросите запомнить все эти предметы.
Предупредите детей, что вы будете прятать игрушки, а им надо будет вспоминать,
какая именно игрушка исчезла. Для этой игры попросите детей встать из-за
стола, задвинуть свои стульчики и занять место за ними. Дайте задание детям
встать спиной к столу — отвернуться. Покажите малышам, как надо отвернуться,
чтобы не видеть, что происходит на столе. Затем попросите малышей подождать
команды, когда можно будет повернуться. Пока дети стоят спиной к столу, уберите
одну из игрушек и спрячьте ее. Дайте команду детям:
Повернитесь, посмотрите. Что исчезло? Назовите.
Когда дети назовут пропавшую игрушку, похвалите их,
поставьте игрушку на стол на прежнее место.
Вновь попросите детей отвернуться и спрячьте на этот
раз другую игрушку. Повторите игру еще несколько раз.
5. Все на свои места.
Попросите детей взять со стола игрушки и поставить их
на свои места в помещении группы. Когда дети выполнят ваши поручения, похвалите
их и скажите, что игрушки после игры обязательно надо убирать на место. Тогда
всегда будет порядок.
6. Любимая игрушка.
Спросите детей, какая игрушка у каждого из них любимая
и где она стоит.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Изобрази игрушки»
Цель: развивать у детей артикуляционную моторику и
дыхание.
Описание игры. Покажите детям картинку «Воздушный
шарик», а затем продемонстрируйте артикуляционное упражнение «Шарик».
Описание артикуляционного упражнения «Шарик»: надуть
щеки и подержать их так несколько секунд. Затем слегка ударить по надутым щекам
кулаками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу. Скажите:
Шарик лопнул: «Ой-ой-ой! А ведь был такой большой!»
Покажите детям, как игрушечная лошадка скачет по
столу, и скажите:
Скачет лошадка
По дорожке гладкой.
Цокают копытца...
Продемонстрируйте артикуляционное упражнение
«Лошадка»: поцокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем
произнести: «Тпру» —остановить лошадку.
Покажите детям игрушку-юлу и скажите:
Юла пляшет и поет,
После на бок упадет.
А теперь наш язычок
Закружился, как волчок.
Продемонстрируйте детям артикуляционное упражнение
«Юла» и попросите малышей повторить его: широко открыть рот и несколько раз
подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу.
Покажите детям игрушку-вертушку и скажите:
На вертушку мы подуем —
Та запляшет, затанцует.
Покажите детям, как надо подуть на вертушку, чтобы она
пришла в движение. Предложите детям по очереди подуть на игрушку.
Следите за тем, чтобы дети дули спокойно, не шумно и
не надували щек. Если щеки все-таки надуваются, то тогда следует предложить
малышам придерживать щеки ладонями.
Игра «Узнай, на чем играю»
Цель: развивать у детей слуховое внимание и память.
Описание игры. Предложите детям послушать, как звучат
разные музыкальные игрушки: барабан, дудочка, гармошка, балалайка. Дайте
малышам самим сыграть на этих инструментах. (Внимание! Дудочки должны быть
индивидуальные!) После этого поставьте на стол ширму или используйте в этом
качестве большую книгу. Спрятавшись за ширму, сыграйте детям на одном из
знакомых им инструментов. Попросите малышей по слуху отгадать, на каком
инструменте вы сейчас играли.
Затем возьмите другой инструмент и загадайте малышам
еще одну музыкальную загадку.
Игра «Ой, что за народ по пятам за мной идет?»
Цель: развивать у детей общую и мелкую моторику, учить
соблюдать правила коллективной подвижной игры.
Описание игры. Проведите с детьми веселую подвижную
игру, сопровождая ее следующими словами:
Ой, что за народ,
Ой, что за народ
По пятам за мной идет?
А-а! Вот какой народ!
Быстро-быстро убежали,
Только ножки замелькали.
Ой, что за народ
В барабаны громко бьет?
А-а! Вот какой народ!
Быстро-быстро убежали,
Только ножки замелькали.
Ой, что за народ
За мной с дудками идет?
А-а! Вот какой народ!
Быстро-быстро убежали,
Только ножки замелькали.
Ой, что за народ
За мной с гармошками идет?
А-а! Вот какой народ!
Быстро-быстро убежали,
Только ножки замелькали.
Ой, что за народ
С балалайками идет?
А-а! Вот какой народ!
Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали.
(Взрослый поворачивается и делает вид, что хочет
поймать детей.) (Дети убегают.)
(Дети идут за взрослым и напевают: «Ля! Ля! Ля!»,
изображая, что играют на гармошках—разводят и сводят перед собой руки, сжатые в
кулаки.)
(Взрослый поворачивается и делает вид, что хочет поймать
детей.)
(Дети убегают.)
(Дети идут за воспитателем и напевают: «Трень! Брень!
Трень! Врень!», изображая, что играют на балалайках — левую руку приподнимают
и держат в таком положении, кистью к себе, а правой ударяют по воображаемым
струнам.)
(Взрослый поворачивается и делает вид, что хочет
поймать детей.) (Дети убегают.)
Игра «Найди такой же»
Цель: развивать у детей зрительное внимание.
Описание игры. Дайте каждому ребенку по большой
карточке с тремя расположенными в ряд картинками, с изображением игрушек
разного цвета или формы, но одного вида (например, мячи разного цвета). Затем
дайте по одной маленькой карточке, на которой нарисован один из этих мячей.
Попросите детей найти и показать на большой карточке такую же игрушку, как та,
что нарисована на маленькой карточке.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: развивать у детей конструктивные навыки.
Описание игры. Покажите детям, как сложить разрезную
картинку «Мячик» из двух частей. Пусть сначала мячики будут одного цвета, а
затем сложите разноцветные мячики: состоящие из красной и синей половинок, из
желтой и зеленой половинок. Предложите детям сложить красные, синие, зеленые и
желтые мячики, а затем дайте задание сделать мячики разноцветными.
|