Виды детской
деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы.
Цели: развивать устную
речь; формировать умение анализировать признаки осени; дать базовые знания по
теме «Грибы»; способствовать развитию творческих способностей учеников;
воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые результаты: выражает
положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при
прослушивании рассказа В. Бианки «Сентябрь», стихотворения В. Шульжика «По
грибы старик собрался...»; участвует в подвижных играх; умеет поддерживать
беседу, высказывает свою точку зрения.
Материалы и оборудование: энциклопедия «Грибы», цветные картинки и плакат с изображением
съедобных и ядовитых грибов; цветная бумага, карандаши, ножницы, клей ПВА или
клеевой карандаш.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель (показывает веточку рябины). Ребята, передавая веточку рябины по кругу,
рассмотрите ее. Какое время года нам напоминает эта веточка? Какие приметы
осени вы знаете?
Педагог загадывает детям «цветные» загадки
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Желтый цвет.)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Красный цвет.)
Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке,
И в сметане, и в муке. (Белый цвет.)
Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька
Может он взлететь с цветка. (Голубой цвет.)
Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть -
Без него его не съесть. (Коричневый цвет.)
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы. (Фиолетовый цвет..
Олеси Емельяновой:
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зелёный цвет.)
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе. (Рыжий цвет.)
Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день с собой. (Черный цвет.)
Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
...
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте. (Серый цвет.)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий цвет.)
Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем. (Розовый цвет.)
(Становится холоднее, желтеют, а затем опадают с деревьев листья, перелетные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму и др.)
2. Чтение рассказа Виталия Бианки «Сентябрь».
Звучит запись «Времена года».
Все чаще начинает хмуриться небо, ревет ветер. Подошел первый месяц
осени.
У осени свое рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она
начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть,
буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они
начинают вянуть и быстро теряют свой зеленый цвет. В том месте, где черешок
сидит на ветке, образуется дряблый пояеок. Даже в безветренный, совсем тихий
день вдруг оборвется с ветки тут - желтый березовый, там - красный осиновый
лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнет по земле.
Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь,
подумаешь: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первые
заморозки всегда бывают под утро, все чаще будут срываться листья с ветвей,
пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет
купаться...
И вдруг устанавливается вёдро: теплые, ясные, тихие дни. В спокойном
воздухе летят, серебрятся длинные паутинки... И радостно блестит в полях
свежая молодая зелень.
Бабье лето настает, — улыбаясь, говорит народ.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться,
что лето прошло. Лето кончилось.
Вопросы детям:
- Ребята, какие краски у осени? Какие краски у дождя?
- Какое небо осенью?
- Как изменился лес осенью? Поляна?
3. Подвижная игра «Капли дождя».
Педагог предлагает детям стать в колонну по одному и положить руки на плечи того, кто стоит перед ним.
Воспитатель. Сделайте из колонны круг, руки оставьте на плечах. Теперь тихонько, на
цыпочках, двигайтесь по кругу... Представьте, что начинается моросящий тихий
дождик. Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя, их очень много, они
падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто
идет перед вами..; А теперь дождик усиливается и капли дождя стали больше и
тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Если вы прислушаетесь,
то услышите шум дождя... Представьте, что дождик стал еще сильнее: быстро
постукивайте плоскими ладошками по плечам... Дождь постепенно утихает:
барабаньте кончиками пальцев... Дождь почти совсем прекратился: очень нежно
касайтесь кончиками пальцев... Дождик совсем закончился, и наши ручки и ножки
отдыхают. Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и
зовете солнышко, которое уже появляется из-за туч и облаков. Опустите руки.
4. Чтение стихотворения Валерия Шульжика «По грибы старик собрался...».
Воспитатель. Какое время года наступит после осени?
- Делают ли заготовки на зиму люди? (Дети вспоминают работу на даче и походы в лес за грибами) По грибы старик собрался,
А в грибах не разбирался.
Не запутаться дабы –
Взял он книжку про грибы.
Старичок сидел под ёлкой,
По строке водил рукой,
А вокруг шептали волки:
«Ишь ты, грамотный какой!»
1. Беседа о грибах.
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Вижу,
многие из вас имеют опыт в этом деле. Тогда скажите мне, пожалуйста, кто знает,
на какие группы делятся грибы? (Съедобные и
несъедобные.) Какие съедобные
грибы вы знаете? (Белые грибы, подберезовики, лисички, опята.)
Совершенно верно! Давайте посмотрим, как они
выглядят (показывает на плакате) и какие бывают еще съедобные грибы. Почему подберезовик, подосиновик,
мухомор так называются? Очень важно знать и то, что многие съедобные грибы
имеют ядовитых двойников. К примеру, у белого гриба - это желчный гриб, у
лисичек - ложные лисички, у опят - ложные опята (показать на плакате) и многие другие. Поэтому существуют очень
важные правила сбора грибов: незнакомых грибов не брать и даже не трогать
руками!
- Грибы надо срезать аккуратно ножиком, чтобы
не повредить корешки, которые у грибов называются грибницей (демонстрирует
рисунок, на котором изображено строение гриба, рассказывает про связь грибницы
с корнями деревьев).
- Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухоморы, бледная поганка.) Эти грибы настолько
ядовиты, что могут вызвать смерть человека. Самый ядовитый из грибов - бледная
поганка. Прежде чем начать работу над аппликацией, мы еще раз внимательно
изучим по картинкам внешний вид грибов и их отличительные признаки.
- Скажите мне, пожалуйста, а может ли быть и
такая ситуация, когда даже съедобный гриб есть нельзя ни в коем случае? (Ответы детей.) Ни в коем случае
нельзя есть даже самые хорошие грибы, которые выросли в городе или около
автомобильных дорог. Такие грибы впитывают вредные вещества из воздуха и земли
и становятся очень опасны для организма человека,
2. Аппликация.
Воспитатель. Для того чтобы хорошенько
запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов, мы с вами сделаем
композицию — аппликацию «Грибы». Для этого и вам понадобятся цветная бумага,
ножницы, клей, карандаши. Я сейчас раздам вам макеты, и вы можете выбрать,
какой гриб вам больше всего хочется изобразить: белый, подберезовик,
подосиновик, лисичку или красный мухомор.
Воспитатель. После этого вы вырезаете детали
из макета, прикладываете к цветной бумаге, обводите карандашом, вырезаете уже
из цветной бумаги и на отдельном листе составляете композицию. Количество
грибов и их расположение выбираете сами. Цвет грибов можете посмотреть на
плакате. Для того чтобы композиция была более похожей на настоящий лес, мы с
вами будем использовать засушенные листья (березы для подберезовика, осины для
подосиновика и т. д.), а еще вы получите наклейки для украшения ваших работ -
это улитки, лягушата, бабочки и божьи коровки. А теперь приступаем к работе.
3. Рефлексия.
Выставка работ.
Вопросы:
- Что мы читали?
- Какие бывают грибы?
- Какую аппликацию мы сделали? |