МОЙ ГОРОД - МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ К Ф. ЮОНА «РУССКАЯ ЗИМА». СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
15.04.2012, 18:51
МОЙ ГОРОД - МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ К Ф. ЮОНА «РУССКАЯ ЗИМА».
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ «МЕТЕЛЬ» Г. В. СВИРИДОВА
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты: продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания 9 памятных местах города: воспитывать любовь к родному городу: развивать речь, обучая составлению рассказов: познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле. Планируемые результаты: может рассказать о своем родном городе, самостоятельно придумать небольшой рассказ на заданную тему; способен использовать простые симво¬лы и схемы; выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прослушивании музыкального произведения «Метель» Г. В. Свиридова; проявляет интерес к искусству при рассматривании картины К. Ф. Юона «Русская зима». Материалы и оборудование: фотографии памятников родного города; репродукция картины К. Ф. Юона «Русская зима».
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. - Сегодня мы отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, нужно подумать, что взять с собой. Как вы думаете, зачем я принесла карту? Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные - большие и маленькие? - Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по-старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город». 2. Традиции родного края. - Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? - Полюбуйтесь на наш город с высоты (выставляет фотографии, иллюстрации). Это очень большой город, многолюдный и шумный. В нем есть дома - небоскребы. Почему так называются эти дома? Да, эти дома возвышаются над другими и, кажется, достают до неба. По улицам нашего города двигается много машин. В нем много площадей, парков, театров. Мы получили приглашение на телестудию. Расскажите, в каком городе мы живем. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из символов составить схему этого рассказа.
- Как назывался город, когда его только начинали строить? Какое название города вам больше нравится? Почему? - Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят - это земляки. - В каком городе мы живем? В Москве - москвичи, в Томске - томичи, а как следует называть жителей нашего города? - Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок, • Всякому мила родная сторона. • Где кто родится, там и пригодится. • Дома и стены помогают • Своя земля и в горсти мила. • Родная землица и во сне снится. - Назовите основные достопримечательности нашего города. - Какие есть заводы и фабрики? - На каких предприятиях трудятся жители нашего города? 3. Слушание музыки «Метель» Г. В. Свиридова. 4. Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима» и составление рассказа на тему «Русские забавы». - Рассмотрите репродукцию картины К. Ф. Юона «Русская зима» (1947 г.). - Снег, снег и снег - царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И речка подо льдом блестит. И ель сквозь иней зеленеет, А. С. Пушкин - Березки в этом зимнем царстве, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками-сестричками, припорошенными снегом, растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника. Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Но жизнь людей идет своим чередом. Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они оживленно разговаривают, размахивая руками. Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок с избушками, оттуда высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках, протоптать дорогу в глубоком снегу... Им не страшен мороз. Возле изб на пригорке остановились лошади, запряженные в сани; колхозник едет верхом на лошади. Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, ее светловатый колорит превосходно передает русскую зиму во всей прелести и красоте. Все очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе. К. Ф. Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать Москву и Подмосковье в убранстве, умел передавать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. Вспоминая то время, когда он изо дня в день работал с натуры, Юон признается: «сияние утренних и вечерних зорь, белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски» К этому можно добавить, что в пейзаже «Русская зима» чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях — будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство. - Какое время года изображено на картине? (Зима.) - А какая зима в нашем крае: суровая (очень холодная, снежная) или мягкая? - Кто из вас любит зиму? Почему? - В какие игры можно играть зимой? - Какие стихотворения вы знаете о зиме? - Посмотрите на картину и скажите: что делают ребята? - Кто из вас умеет лепить снежную бабу? - У кого есть санки, лыжи, коньки? Кто умеет кататься на лыжах, коньках? 5. Рефлексия. - Вспомните картины, где изображалась осень. (Пейзажи И. И. Левитана, А. Остроухова.) Как изменилась природа зимой в сравнении с осенью? - Кто из вас знает зимние загадки и пословицы? («Белая скатерть все поле покрыла», «В огне не горит, в воде не тонет», «Береги нос в большой мороз».) Желательно, чтобы воспитатель познакомил детей с новыми для них пословицами.